С 23 по 29 августа 2022 года в солнечном Иванове прошла «Творческая мастерская для молодежи из числа РН Центрального и Северо-Западного регионов РФ при поддержке АОО «Международный союз немецкой культуры».
Ребята из Тулы, Санкт-Петербурга, Иванова, Костромы, Петрозаводска, Москвы Ярославской и Архангельской областей приняли участие в проекте, приуроченном к 28 августа, ко Дню памяти и скорби РН.
Вместе с Аделиной Нейман и Марией Куликовой ребята работали над постановкой перформанса и его визуальным решением. Каждая группа выполнила свои задачи на 100 процентов! Постановку все зрители отметили как трогающую до глубины души. Актерам удалось донести волнующие их темы, а самое главное –чувства и ощущения. Каждая часть перформанса была маленькой историей об известных российских немцах и подавалась при помощи ярких образных решений. Эти образы дополнялись и великолепной актерской игрой, и визуально интересными декорациями.
Проект включал в себя не только актерское мастерство и декоративно-прикладное направление, которые проводились на базе Ивановского дома национальностей, но и посещение арт-пространств города, выставки, знакомство с его историей и достопримечательностями, квест-проектом «Элизиум» и их основателями, также мы провели Пикник НМО. Клуб любителей немецкого языка с Ольгой Беллоновой и вечерние мероприятия с Ирой Куракиной помогали ребятам переключаться от своих основных задач.
Своими впечатлениями о проекте делятся его участники:
Ольга Беллонова-Рекке (г. Москва): Целую неделю мы участвовали в проекте «Творческая мастерская»: знакомились с интересными и приветливыми людьми, занимались нескучным немецким языком, веселились (иначе невозможно с искрометным организатором Александрой Троицкой). А главное – усердно готовились к посвящённому Дню Памяти показу перформанса «Fragmente des Lebens der Russlanddeutschen – фрагменты жизни российских немцев» под руководством супер-профессионального режиссёра и хорошего человека Аделины Нейман (моё восхищение твоим талантом и терпением). Перформанс – что за слово то такое заморское?! От звучания этого слова меня почему-то корёжило, чувствовала себя старообрядцем, не шибко желающим принять эту новомодность. Несколько дней подряд имела четкое мнение: для меня это слишком современно, слишком творчески-креативно, слишком глубоко. А с образным мышлением, видать, беда. Несколько раз посещала в московских театрах подобные мероприятия, которые надо понять, плевалась и говорила, что буду ходить только в классический театр.
Первые три дня мы, как роботы, выполняли механическую работу – учились садиться ровно, чётко, представляя себя кнопками печатной машинки и выкрадывая буквы в чётком порядке. Изнурительно. Мы много времени тратили на рассуждения. Был дикий страх, что ничего не успеем и в день показа опозоримся.
Но! Не тут-то было. Меня затянул процесс, стало любопытно, что же выйдет из наших выдумок. Ребята сплотились общей идеей. Очень дружно проводили время, помогали друг другу. Мы были разделены на две группы: актёры и «бастелята» (с нем.яз. «basteln» — рукодельничать). Вторая группа занималась созданием невозможного – из бумаги и тряпок сооружали невероятные декорации для представления. Они работали очень слажено, быстро приносили результаты своих трудов, которые мы тут же применяли на репетициях. Для них не было невыполнимых задач: Сделать Раневскую – не вопрос, слепить из папье-маше сахарницу – раз плюнуть, из крафтовой бумаги смастерить в полную величину стол, шкаф с полочками, окно со ставнями – пффф, легкотня. Вот такие таланты среди российских немцев.
Однако самое, не побоюсь этого слова, МОЩНОЕ – показ перформанса.
Это было что-то невообразимое. Всё происходящее в арт-пространстве «Артерия» казалось чем-то нереальным. Мы собрались и чудом показали всё, что так мало репетировали даже без генерального прогона с декорациями. Я до последнего момента не понимала, что именно нужно делать особенно в моей сцене, но вдруг поняла. Именно в процессе показа пришло осознание, чем мы занимались всё это время. Ниоткуда взявшаяся уверенность, то есть полное отсутствие волнения на сцене – со мной впервые. Мы все четко выполняли свою задачу.
Во время перформанса мы все почувствовали боль, гордость и любовь к своему народу. Мы видели эмоции зрителя, они плакали, мы с ними. Последней сценой была импровизация – гениальный психологический и режиссёрский ход Аделины. Нам необходимо было дать неподготовленный ответ на вопрос: что для вас фрагменты жизни российских немцев? Все ответили от души, не продумывая, искренне. Вот что такое перформанс! Это про «почувствовать до глубины души»! Спасибо движению российских немцев за возможность развиваться».
Отклик режиссёра Аделины Нейман:
«Начну с благодарности каждому, кто хоть минимально был причастен к тому, чтобы этот показ состоялся.
Для меня всегда была важной тема моего народа, семьи, поэтому на предложение сделать что-то к памятной дате согласилась, не раздумывая. Формат перформанса был выбран по нескольким причинам. Во-первых, это формат, который предполагает проживание эмоций, ситуаций, историй, во-вторых, в ограниченных временных рамках легче делать что-то «живое», где имеет место быть импровизация.
Поскольку у нас было всего четыре рабочих дня по несколько часов, то темп работы был задан быстрый.
Вначале было непросто всем участникам попасть в общий творческий поток, но понемногу история складывалась, оживала. Времени не хватало, репетировали по ночам. Каждый свой проект начинаю со слов, что спать ближайшие дни никто не будет.
Актёрские тренинги на память, свободу мышц, чувство партнера, чувство ритма, реакцию, внимание, на дыхание; работа с материалом (поиск информации для сценария), развитие образного мышления, работа с реквизитом (материалом) и многочисленные тренировки «не играть», а проживать, «рассказывать» истории.
Но результат очевиден: от того, как пытались шагать в сильную долю до сложных ритмических зарисовок, участники сами предлагали образные решения, различные находки-придумки, и уже перед самой постановкой были настолько объединены общей идеей, общей самоорганизацией, что работали как единый организм без моего контроля.
Мне было важно, чтобы каждый был максимально включён в процесс и сам мог выражать свои идеи и реализовывать их.
Некоторым участникам было по 14-15 лет, а кто-то почти не имел опыта публичных выступлений, но, несмотря на это, мы так работали, как этот был бы студенческий профессиональный показ, только созданный за четыре месяца.
Еще нужно отметить, что я принципиально не писала заранее сценарий. Придумала общий ход, некоторые сцены, весь остальной материал искали участники в газетных статьях. Мне было важно, чтобы история цепляла автора эпизода.
Мы развивали образное мышление через ассоциации о своем народе и его истории, так приходили к символам и образам, которые воплощали с помощью подручных материалов, которые были в стилистике постановки.
Группе «бастельн» отдельное спасибо за мгновенную реализацию идеи, а также за творческий подход и вклад своих идей.
Образом всей постановки была газета, как отражение самых важных событий определенного времени, отражение самой жизни. Режиссёрским ходом был поиск фрагментов (от лат «осколок», «обломок») жизни российских немцев, которые бы могли дать ответы на все возникающие вопросы.
Постановка включала в себя немецкий и русский языки, интересные исторические факты, сделана без электронного музыкального сопровождения (лишь звуки, фортепиано, голос), а также были обыграны национальные танцы российских немцев в ритмических зарисовках.
Память о народе будет сохраняться, когда мы будем помнить сами, а также рассказывать другим о нас.
Выражаю надежду на дальнейшую «жизнь» проекта».