Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
banner1         antiter_internet - 200
Календарь событий
Доска объявлений

Турнир по самбо
ко Дню Победы

188357a3-ee21-44d7-a2ba-200

18 мая с 9.00
в Ивановском государственном энергетическом университете 

 
 

Приглашаем на
Сербский диктант

SDik - 200

Желающие могут принять участие в написании
Сербского диктанта.
20 мая в 10.40
в первом корпусе ИвГУ

 
  6712ebf1-8337-43f0-ae4a-09b4eeb48081 - 200
Василь Ширинов 220

Представители редкого народа обрели у нас вторую родину

«Ивановская газета» №16 (5912) от 01.03.2016

Удины – одна из самых малочисленных народностей. Во всем мире живет около 10-12 тысяч удинов. В Ивановской области – 130 человек. Большинство из них приехали сюда в последние десятилетия и уже успели крепко осесть на ивановской земле. Один из них – Василь Ширинов.

Кварталы называют по фамилии живущих там людей

«Родина удин – территория современного Азербайджана. Это древний народ, история которого, согласно упоминанию философа Геродота, началась с IX века до нашей эры. Тогда эта земля называлась Кавказской Албанией», – рассказывает Василь Серожович.

Он родился и жил до окончания школы в селе Нидж, которое считают исторической родиной удин. Оно расположено на равнине между гор, а потому там достаточно мягкий климат. По словам Василя Серожовича, фундук там растет всюду, и практически все удины торгуют орехами, называя их «золотыми», потому как зачастую именно этим кормятся семьи. Живут удины большими домами, в каждом воспитывается до 10 детей.

Семья, в которой рос Василь, по этим меркам была небольшой – четверо детей. Отец работал механизатором, был заядлым охотником, мама – домохозяйкой. Мужчина шутит, что детства у него не было. Учитывая, что он в семье был старшим сыном, на его плечи наравне со взрослыми ложилась тяжелая работа: косить, рубить, строить дом, а в сезон – собирать орехи. Там до сих пор так живут. При этом мальчик неплохо учился, увлекался физкультурой и спортом.

О своей малой родине Василь Ширинов говорит с необычайной теплотой и трепетом: несмотря на то что уехал из Ниджа в юном возрасте, любит там бывать. Ведь там могилы предков, родной дом, там прошло детство, а еще там живет мама…

Одна удивительная особенность поселка протяженностью около 15 километров в том, что там нет ни улиц, ни номеров домов. Всё село поделено на кварталы, которые называются по фамилии семьи, живущей в нем. Поэтому и найти нужный дом, семью без местного проводника непросто, можно заблудиться.

После ада войны больше ценишь домашний тыл

Несмотря на привязанность к родным местам, теплый климат, жить в поселке было непросто. К тому времени (еще в 1960-е годы) многие удины перебрались в Иваново. Поступали учиться в местные вузы. Успешно жил в городе невест и двоюродный брат Василя, по стопам которого направился и наш собеседник.

С будущей женой, по национальности тоже удинкой, он познакомился еще в школе. С тех пор они вместе, в законном браке 30 лет.

На долю Василя выпало всё, что только может достаться настоящему мужчине: защита Родины, семьи, война… Большую часть своей жизни Василь Серожович посвятил работе в правоохранительных органах. Он – один из основоположников создания отряда спецназначения управления исполнения наказания областного УВД и регионального отдела СОБРа. Прошел через множество командировок на территории Северо-Кавказского региона по борьбе с терроризмом… Имеет множество наград – наград, давшихся кровью. Среди них орден Мужества, медали «За заслуги перед Отечеством», «За покорение Кавказа» и другие. Первые две из перечисленных наград ему вручал президент Владимир Путин.

Василь Серожович признается, что вернуться после долгого отсутствия с войны, реабилитироваться было непросто. Сильный духом мужчина не скрывает, что после возвращения из ада еще важнее становится домашний тыл.

«В моих наградах есть немалый вклад жены. Ей пришлось многое испытать, живя со мной. Сначала ютились в общежитии: она оставалась одна среди неблагополучных соседей с двумя крошечными детьми-погодками. А сколько терпения, душевных сил нужно было потратить, чтобы помочь мне адаптироваться к обычной жизни после войны, – говорит мой собеседник. – Поэтому мы, удины, как и представители многих других национальностей, очень чтим семью, бережно храним традиции. Нас осталось не так много, и мы, конечно, за то, чтобы браки заключались между удинами. Но если уж девушка или юноша влюбляются в человека другой национальности и мы видим, что чувства искренни и взаимны, то благословляем брак».

Чтобы семья была счастливой, стреляют в череп животного

У удинов до сих пор принято, чтобы девушку, решившую выйти замуж, сватали родители. За невесту просится чисто символический выкуп, а отец благословляет дочь перед замужеством. Не приветствуют удины отношений между мужчиной и женщиной до свадьбы. На семейном совете принимается решение о вступлении сына или дочери в брак. При этом глубоко изучаются корни жениха или невесты. Поэтому, считают удины, и браки получаются крепкими, разводы очень редки.

В день свадьбы, перед поездкой за невестой, друзья по традиции бреют жениха прямо во дворе его дома. При этом в мыло, которое используется для бритья, добавляют вино. Когда жених одевается, друзья стреляют по черепу животного, подвешенного высоко на дереве. Череп нужно непременно сбить, тогда и жизнь у молодоженов будет счастливой. Сейчас эту традицию в Нидже немного изменили – подвешивают луковицу или картошину. Соревнование длится дольше: в такую мишень сложнее попасть. «В Иванове стрелять нельзя, а потому этот обычай мы заменяем фейерверками», – объясняет мужчина.

«В поселке принято приглашать всех родных, друзей и просто хороших знакомых, поэтому и свадьбы получались очень многолюдными. Но здесь, в Иванове, количество гостей, конечно, в разы меньше. Так, на свадьбе моей дочери гуляло около 250 человек», – говорит Василь Серожович.

Славятся удины и хлебосольными столами, на которых с традиционными блюдами, такими как долма (голубцы в виноградных листьях), шах-плов (венценосный плов в хлебе), жареная индюшатина в тандыре (мангал особого вида для приготовления пищи у народов Азии), соседствуют русские и европейские яства.

Развито у удинов и свое виноделие. А в знак уважения гостям обязательно подается бутылка водки с пророщенным огурцом – такая есть в доме каждого удина.

До сих пор поклоняются луне и огню

Удины говорят на своем языке, но, естественно, прекрасно владеют и русским. С супругой Ольгой Вачиковной Василь Серожович общается чаще на родном языке, а вот с детьми, Луизой и Валерой, родившимися и выросшими в Иванове, использует оба.

Удины – православные христиане, но и сегодня у них достаточно сильны языческие традиции. В Нидже есть места для жертвоприношений – барана или петуха. А еще они поклоняются луне и огню. Свои традиции бережно передают из поколения в поколение.

Удины стараются держаться вместе. Этому способствует и национально-культурный центр удинов в Иванове, образованный в 2013 году. Среди членов 40 ивановских удинских семей немало людей известных далеко за пределами области и даже России. Это врачи, ученые, поэты, предприниматели, работники правоохранительных органов. Практически все удины в регионе имеют свое дело.

«К сожалению, многие по-прежнему не знают о существовании нашей национальности, – сокрушается Василь Серожович. – Но в том, что нас немного, есть и свои плюсы: все удины знают друг друга, если не сына, то отца или деда – точно. И хотя мы живем далеко от исторической родины, здесь мы обрели вторую».

Наталья БЫСТРЯНСКАЯ

Источник: «Ивановская газета»