«Ивановская газета», 04.07.2017
Многие представители этого народа нашли в Иванове свое счастье. Герой нашей сегодняшней странички – Егор Ломоносов. Человек, рожденный в семье, испытавшей все ужасы войны, чудом выживший и сумевший привить своим дочерям любовь к двум родинам.
В дом многодетной семьи попала бомба
Голубые, искренние, проникновенные глаза Егора Егоровича полны эмоций. С ним очень легко, с первых минут кажется, что мы знакомы уже много лет.
На самом видном месте в квартире Ломоносовых – книга с коротким названием, знакомым, пожалуй, каждому – «Хатынь». На фотографиях – известный на весь мир одноименный мемориал в Белоруссии. В большом памятном комплексе есть символическое кладбище деревень, в которых почти никто не спасся… Одна из них – Бузово – родина хозяина дома. Рассказывая о своем детстве, он иногда сбивается, голос срывается, и, несмотря на то, что с тех страшных дней прошло несколько десятков лет, глаза мужчины блестят от слез…
За годы фашистской оккупации в Белоруссии погиб каждый четвертый житель. Егор Егорович знает об этом со слов старших братьев и родителей. 9 июля 1941-го в их дом попала бомба, многодетная семья чудом уцелела. Но жить было негде. Тогда семья переехала в деревню Бузово, куда их позвал друг отца. «Так как Белоруссия была быстро оккупирована немцами, не всех мужчин успели призвать в армию, они стали создавать партизанские отряды, – вспоминает Егор Ломоносов. – Ушел в партизаны и наш отец. Для борьбы с ними немцы направляли карательные экспедиции. Одна из них, словно в издевку, называлась «Зимнее волшебство». «Волшебники» жгли деревни, уничтожали мирных жителей, расстреливая или сжигая, согнав в один из домов или храмов населенного пункта.
Маленький Егорка спас маму и братьев
Смерть ходила и вокруг Ломоносовых. Их чудом успел спасти отец, который в один из холодных зимних дней увез в санях своих детей (в том числе и восьмимесячного Егорку) и пятерых детей друга. Вслед им неслась минометная очередь, но беглецам повезло. Все остальные жители деревни были сожжены заживо…
Анна, старшая дочь Егора Егоровича, рассказывает, что на месте исчезнувшей деревни была с родителями не один раз. «Там остался только курган и памятный обелиск, – рассказывает она. – И еще старый клен, печальный свидетель пожарища, в котором заживо сгорели люди…»
Снова ставшую бездомной семью отец увез в глухую деревеньку Ермолино, где их приютила женщина, которая и сама теснилась в маленьком домике с тремя детьми. «Мы все переболели тифом, просто чудом остались в живых, – говорит Егор Ломоносов. – Во время карательных экспедиций партизаны уводили нас на свои базы. Матери приходилось пеленать меня, грудного ребенка, на улице, у костра. Спать укладывала в шалаше, устроенном из еловых веток».
Малыш очень боялся слова «немцы». Как только его слышал, бежал к маме и просил «ох» – так он называл соску, которую в те годы делали из кусочка хлеба, завернутого в тряпочку.
Как только сообщалось, что немцы рядом, все мирные жители уходили в лес. Они должны были идти по снегу след в след, чтобы не привлекать внимания и не навести на партизанский лагерь. В одну из таких «эвакуаций» в 1944 году мать, которая несла Егорку, выбилась из сил. Как не уговаривали братья пойти к ним на руки, младшенький не соглашался. Тогда женщина решила передохнуть, а старшим сыновьям велела идти дальше. Но они не оставили маму и братишку. Как оказалось потом, всех, кто шел колонной – 160 человек, – немцы догнали и уничтожили. Спастись благодаря Егорке удалось только семье Ломоносовых…
Отец лечил раны в ивановском госпитале
Когда Белоруссию освободили, нашему герою было чуть более двух лет. Однако в память Егора Егоровича врезалось, как они стояли с мамой и братьями у околицы, а мимо шли машины с солдатами. Малыш, которого захватило счастливое волнение окружающих, кричал: «Фъёнт идет!»
На месте «огненных деревень» люди еще долго жили в землянках. Егор Егорович вспоминает, как в 1946 году они поехали к другу отца. «Было раннее морозное утро, кругом снег, а вместо домов мы увидели столбы дыма, идущие из-под земли, – вспоминает белорус. – Оказалось, что жители вернулись на родину и вместо домов построили землянки…»
Но война еще не закончилась, и главу семьи призвали в Советскую армию. После полученного ранения отец Егора Ломоносова лечился в… Ивановском госпитале. Кто знал, что спустя годы судьба приведет его сына работать именно в этот город и здесь он найдет свое счастье?
В 1964 году Егор Егорович окончил железнодорожный техникум в латвийском Даугавпилсе и по распределению приехал работать в Иваново на железную дорогу, а через полгода женился на местной девушке Галине. В год двадцатилетия Победы у молодоженов родилась дочь Анна, затем – Екатерина. Примечательно, что по прежним советским паспортам, где была графа «национальность», старшая дочь Ломоносовых – русская, а младшая – белоруска.
12 лет Егор Егорович посвятил работе на Северной железной дороге, столько же – партийной работе, и еще 12 – административной, но при этом остался удивительно простым в общении человеком. Его дом – место встреч родных и друзей, здесь обязательно угостят традиционными белорусскими драниками, напоят чаем и помогут в беде.
Вместо моря – на родину
Во время нашей беседы не раз звучало, что русские и белорусы – не просто братья, а родные братья. «Единственное наше отличие, наверное, это драники: вы их с удовольствием едите, но готовить не умеете», – шутит пенсионер.
Он признается, что скучает по Белоруссии, ведь все кровные родственники остались там. Долгие годы он с семьей в отпуск вместо курортов ездил на родину: туда, где жили предки, где прошло трудное детство, где нашли покой родители. Сегодня в силу возраста (Егор Егорович недавно отпраздновал 75-летие) он не решается на столь дальнюю поездку. Но здесь, в Иванове, Ломоносов пытается сделать всё, чтобы подвиг белорусов в годы Великой Отечественной помнили.
Как оказалось, в Иванове достаточно много белорусов. Около семи лет назад активной группе пришла идея создания национально-культурного центра «Криница» (родник). «Как правило, такие общества создаются для защиты прав национальных меньшинств и поддержки их интересов. У ивановских белорусов необходимости в такой защите не было и нет, – отмечает Егор Ломоносов. – Но живем мы теперь в разных государствах, и главная задача «Криницы» – это поддержание и развитие добрососедских и, что еще более важно, братских отношений, налаживание связей с нашим регионом в культурно-историческом и даже экономическом плане».
Так, «Криница» проводит фестивали славянской культуры. В ивановской школе № 58 работает общество российско-белорусской дружбы. Среди школьников города проводятся конкурсы на знание истории и культуры Белоруссии, а в детских оздоровительных лагерях «Строитель» и «Ломы» не раз проводились дни соседней страны с тематическими концертами и выставками рисунков и поделок.
По словам Егора Ломоносова, работа «Криницы» – это еще и большое желание показать, что «несмотря на то, что многие из белорусов большую часть жизни живут в Иванове, и даже здесь родились, мы все помним, откуда идут наши корни».
Рецепты от Егора Ломоносова |
---|
Смаки верхнедвинские 200 г мякоти свинины, 3-4 картофелины, яйцо, луковица, 100 г муки, соль, перец, приправы (по вкусу).Натереть картофель на мелкой терке, добавить соль, яйцо, приправы – перемешать. Мелко нарезать мясо и лук, перемешать, дать пропитаться. Из картофельного теста сформировать небольшие лепешечки, положить мясо с луком, завернуть и защипнуть края. Поджарить на сковороде. Драники 5 картофелин, полстакана муки, полстакана молока, 2 яйца, 2-3 зубчика чеснока, соль, перец. Драчена 4-5 яиц, полтора-два стакана молока, треть стакана муки, соль, можно укроп. Колдуны Приготовить смаки. Залить подливой: поджаренное с луком и сметаной сало. Хорошо прогреть. Важная деталь: магазинная сметана не годится. |
Наталья БЫСТРЯНСКАЯ
Дмитрий РЫЖАКОВ