Когда гремят пушки, музы молчат. Это устойчивое выражение было полностью опровергнуто в годы Великой Отечественной войны советскими деятелями искусства, литературы. Музы сыграли важную роль в приближении победы. Они вдохновляли, поддерживали боевой дух, давали силы в самые тяжелые моменты как на фронте, так и в тылу.
В этом мы убедились, знакомясь с архивными документами о деятельности учреждений культуры Ивановской области в годы Великой Отечественной войны.
Предметом нашего изучения стали официально-деловые документы того времени, созданные учреждениями культуры Иванова и области, а также некоторые тексты публицистического характера (заметки, отзывы и т. д.) о культурной жизни военного времени, опубликованные в сборнике документов «Музы в военном строю».
Заинтересовали нас эти документы не только тем, что отражают дух времени, сообщают, каким был вклад деятелей культуры в дело борьбы с фашизмом, но и тем, как эти документы написаны, как на стиль официальных документов повлияла атмосфера военной поры.
Артисты театров представляются нам людьми особенными, несколько оторванными от реальной жизни, почти небожителями. Но, читая документы первых военных месяцев, понимаем, что эти «небожители» с первых дней войны активно включились во всеобщую перестройку жизни.
Так, в «Протоколе партийного собрания Ивановского театра юного зрителя о задачах в военное время» от 24 июня 1941 года читаем: «нам надо проходить военное дело, оживить осоавиахимовскую работу в РОКК организации. Провести разъяснение среди людей о том, чтобы не производили продовольственных запасов… Помочь близлежащим колхозам в уборке хлебов».
Уже в июле создается команда народного ополчения при отделе по делам искусства («Приказ по ивановскому областному отделу по делам искусств о создании команды народного ополчения» от 10 июля 1941 года). Артистов мобилизуют на фронт, даже директора драматического театра И. А. Осадчева (№6-10 Приказа по Ивановскому Драмтеатру от 2 июля 1941 г. ).
Труппы областного и районных театров перестраивают репертуар не только из-за изменившейся ситуации, но и в связи с уходом на фронт мужчин-артистов. Некоторые театры даже вынуждены закрыться. Артисты проходят курсы осоавиахима, учатся тушить зажигательные бомбы, осваивают пути отходов в газо- и бомбоубежища в случае эвакуации зрителей во время спектакля «по сигналу «воздушная тревога» (Из приказа Директора Ивановского областного Драмтеатра о действиях при объявлении воздушной тревоги от 25 июня 1941 года).
Артисты видят свою задачу и в поддержании боевого духа средствами искусства, как на фронте, так и в тылу. В постановлении партийного собрания работников Театра музкомедии от 15 июля 1941 года записано: «Репертуар должен быть пересмотрен в соответствии с задачами сегодняшнего дня». Срочно разрабатывается план создания агитбригад и график их поездок на фронт.
Из «Информационной сводки в ЦК Союза РАБИС о работе учреждений культуры в военное время» от 16 июля 1941 года узнаем, что менее чем за месяц военной жизни артисты дали «более чем 200 концертов и спектаклей для бойцов, командиров в мобилизационных пунктах, а также лечебных учреждениях», 10 человек стали донорами, подготовлено 53 значкиста ГТО, передаются средства на оборону, Музучилище и ДНТ участвуют в пошиве белья для Красной Армии. Артисты, не жалея себя, выступают на импровизированных площадках – в госпиталях, на фронте, на освобожденной от немцев территории. Так, артисты цирка дают по 10 – 12 представлений в день для раненых бойцов в Ивановском госпитале.
Вспоминается фильм «Дорогой мой человек», где герой Леонида Быкова вместе с девочкой и собачкой показывают незатейливые цирковые номера для раненых бойцов, вызывают взрывы смеха и отвлекают от тяжелых мыслей солдат. Думаем, что и наши цирковые артисты тоже помогали раненым быстрее выздоравливать, поднимали настроение и их боевой дух.
Нужна ли была эта работа? Может быть, солдатам было не до того? Оказывается, очень была нужна, о чем свидетельствуют благодарности артистам от бойцов Советской Армии за их искусство. Так, в Благодарности медперсонала и раненых сортировочного госпиталя №1883 артистке драмтеатра А. А. Дружининой мы узнаем, что она ежедневно «посещает палаты ранбольных, художественно читает рассказы, что благотворно действует на раненых, ведет к их выздоровлению».
Фронтовая бригада артистов Театра музкомедии была направлена в Ивановскую дивизию, «стоящую на самой крайней западной точке Калининского фронта». Было дано 60 концертов. В «Отчете бригадира фронтовой бригады артистов Театра музкомедии Г. М. Савельева о выступлениях на фронте» от 1 декабря 1942 г. узнаем, что «почти каждый концерт неизменно выливался в митинг, на котором фронтовики благодарили нас за приезд и давали обещание бить фашистскую мразь до полного уничтожения. Таких митингов было 38».
Как видим, даже в отчете появляются приметы совсем не официально-делового стиля: «давали обещание бить фашистскую мразь», «самым ценным и дорогим для каждого бойца … было то, что бригада выступила именно на передовой, не думая об опасности, и, когда во время одного концерта невдалеке от избы стали рваться немецкие мины, концерт все же был доведен до конца». Почему официальный документ получает публицистическое звучание? Возможно, потому, что писал его представитель актерской среды, где принято открыто и ярко проявлять свои чувства и эмоции; вероятно, потому, что эмоции после таких гастролей переполняли; и, конечно, потому, что военное время обостряло как чувство любви, так и чувство ненависти, что проявлялось даже в официальных документах.
Это необычное смешение официально-делового и публицистического стилей мы заметили в большинстве документов 1941 – 42 годов, когда сначала враг «вероломно» напал, и потом, когда враг наступал, стремительно занимая нашу территорию. Люди были растеряны, подавлены, но в то же время было понятно, что нужно собрать все свои силы и дать отпор.
Так, в «Информации Ивановского обкома профсоюза работников искусств в ЦК Союза РАБИС о действиях в первые дни войны» (8 июля 1942 г.) в официально-деловом документе видны явные приметы публицистики: «исключительно велик порыв патриотического духа у работников Ивановского облдрамтеатра». В постановлении партсобрания театра музкомедии (15июля 1941 г.) публицистика также преобладает над официально-деловым стилем: «…в ответ на наглое нападение фашистских разбойников, злейших врагов человечества» нужно «еще больше сплотиться на борьбу». Необходимо было настроить народ на борьбу за свое Отечество, разъяснить задачи в это суровое время. Потому язык документов приобретает пропагандистское, агитационное звучание. В резолюции митинга работников театров юного зрителя и кукол (4 июля 1941 г.) и вовсе звучат лозунги и клятвы: «Мы, как один, заверяем…», «Да здравствует наша могучая Красная Армия (партия, вождь народов товарищ Сталин!)…
А вот с 1943 года, после перелома в войне, начинает звучать спокойная уверенность, что мы победим, только для этого нужно по-прежнему много трудиться, не жалея сил, не только на фронте, но и в тылу, и артисты были к этому готовы.
Так, в конце 1942 года Ивановский областной драматический театр направляет телеграмму т. Сталину о том, что коллектив, «воодушевленный блестящими победами доблестной Красной Армии, внес 100 тысяч рублей на сооружение боевого самолета. Пусть этот скромный новогодний подарок будет олицетворением нашей горячей любви к родине и беспредельной ненависти к врагу». Об этих изменениях свидетельствует и соотношение жанров: в 1941 – 43годах преобладают приказы (33%), постановления (20 – 22%), информация, позднее – отзывы, статьи, отчеты.
При чтении всех этих документов возникают, прежде всего, мысли о том, что ивановские артисты данный им талант щедро дарили воинам-фронтовикам и труженикам тыла, даже если это было связано с риском для жизни, и все свои силы вложили в то, чтобы приблизить победу. Музы не молчали, они действовали. Это вызывает большое уважение к ним и гордость за наших земляков.
Каюмов Марат (10 класс, МБОУ СОШ №61 г. Иванова)
Научный руководитель – учитель высшей категории С. В. Лисова
07.05.2015