Газета «Рабочий край», 07.09.2016
В нашем регионе проживают более 150 представителей древнего кавказского народа
Сейчас никого не удивляет знание английского или французского языка. Китайский или арабский в совершенстве — уже более экзотично. А что вы скажете про удинский язык? Даже не слышали о таком?
Но такой язык есть и разговаривают на нем удины — древний народ Восточного Кавказа, обитавший в долине реки Куры и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современные удины (а во всем мире их осталось всего около 10 000) проживают в Азербайджане (в основном в Нидже, а также в Баку и в городе Огуз — бывший Варташен) и России, есть общины в Грузии, Казахстане, на Украине, некоторые переселились в страны дальнего зарубежья.
Живут представители этого древнего народа и в нашем регионе. Как рассказал председатель общественной организации «Национально-культурный центр удинов города Иванова Ивановской области» Эмиль Манджари, сейчас в Иванове проживают 45 удинских семей (это около 150 человек), практически все родом из поселка Нидж. Среди них — врачи, предприниматели, сотрудники правоохранительных органов, студенты. Все семьи общаются друг с другом и дружат. Удины — вообще народ дружный и отзывчивый. Эмиль Беняминович рассказывает, что, если кому-то нужна помощь (даже в другом регионе), удины собираются, чтобы решить проблему (у них есть общий информационно-координационный центр в городе Шахты Ростовской области).
Первые удины приехали в Иваново в начале 1960-х годов — это были студенты, поступившие в местные вузы. Вторая волна пришлась на начало девяностых годов прошлого века, когда после распада СССР на всей территории Советского Союза активизировался процесс миграции.
Однако никто не потерял связи с Родиной. Сам Эмиль Манджари недавно вернулся из поселка Нидж, где навещал родных и друзей. Говорит, что старается бывать там хотя бы раз в год: «Это то место, где до сих пор сохраняется множество традиций, которым следует удинский народ».
«Дочку доверяю тебе, а тебя — Богу»
Одним из самых необычных обрядов, который есть у удинов, считается свадьба. Кстати, обычно на ней гуляют 500-700 человек, и все они заняты в приготовлении к торжеству (на специальном предсвадебном совещании каждому раздают обязанности).
Длится удинская свадьба два дня. Отмечать первый день праздника две семьи начинают поврозь, а поздним вечером между домами происходит обмен подарками (это называется «хиля»). В 2-3 часа ночи кортеж жениха на машинах (а обычно их бывает 10-15) приезжает к невесте, чтобы молодые в кругу друзей и родственников станцевали свой первый танец.
Основное же действо намечено на второй день. В частности, у дома жениха проводят обряд сбивания бычьей головы: ее специально подвешивают на самом высоком дереве, а удинские молодцы должны попасть в нее из ружья. Затем оружие самого меткого вешают на шею жениха, чтобы тот был удачливым охотником и добытчиком для семьи.
Когда слышны выстрелы, невеста уже знает, что скоро приедет жених с друзьями и родственниками (к этому времени устанавливают и накрывают длинный стол для гостей) и привезет ей сладости, платье и туфли. Да-да, именно так — невеста не видела своего наряда до самой свадьбы! Сейчас, конечно, все намного демократичнее и невеста сама выбирает наряд перед свадьбой, но в прежние времена это делал жених.
Кстати, когда жених уезжает за невестой, мать повязывает ему на шею, а свидетелю на руку красный платок — символ любви. Со стороны же невесты большую роль играет отец — именно он выводит дочку к жениху со словами: «Дочку доверяю тебе, а тебя — Богу». Кстати, у удинов никогда не было традиции женить по расчету или принуждению — только по любви и согласию. Вообще, как проходит такой обряд, лучше не рассказывать, а смотреть воочию (наши коллеги, например, с ИГТРК в свое время снимали репортаж об удинской свадьбе).
Афар с крапивой
На родине удинов до сих пор строят дома из камня. Правда, сейчас в основном используют железняк, а раньше жилища возводили из речных камней-валунов или сами делали кирпичи из глины, перемешанной с соломой.
В удинском поселке Нидж, кстати, нет ни улиц, ни номеров домов — только названия кварталов (всего их 13 штук, в двух проживают азербайджанцы, в остальных — удины). Так что если писать туда письмо, нужно указать лишь название поселка, квартала и фамилию того, кому оно будет адресовано — все там другу друга знают, живут одной огромной семьей.
Удины — народ гостеприимный. «Если к нам кто-то приходит в гости, просто так не отпустим, чаем обязательно напоим», — рассказывает Эмиль Беняминович.
Вообще, чай — один из самых любимых напитков среди удинов. Пьют они, правда, черный чай и без добавок. А вот что касается национальной кухни, то тут слюнки текут от рассказов. Удинская кухня разнообразна, включает мучные, молочные, мясные, рыбные, растительные блюда (часто используют фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды). На большие праздники, например (а это Новый год, Маевка, дни рождений и свадьбы), у них принято готовить большую индейку — ее запекают в специальной печи тандыр (там же, где и хлеб). А когда молодая мама с новорожденным приезжает домой, ей готовят хашиль (блюдо из пшеничной муки).
Кроме того, у удинов очень любимы сиох (блюдо из риса, мяса и лука, обжаренного в сливочном масле с томатной пастой), чилов (рис с фасолью и грецким орехом), плов, кете (слоеное печенье с орехами или без), ёха (слоеная выпечка) и афар (что-то вроде большой лепешки, сложенной пополам, с начинкой). Последнее — сезонное блюдо, поскольку в начинку кроме грецкого ореха и соуса из алычи обязательно идет молодая крапива. Кроме того, требуется специальная приправа — пюшнюк (эта травка растет только на родине удинов, причем у родников, в чистых местах), так что здесь афар приходится готовить без этой приправы.
Белый огурец?
Когда, готовясь к интервью, я увидела в Интернете фотографии с бутылями, где внутри находились довольно крупные огурцы (причем белого цвета), не поверила своим глазам — бывает ли такое? Как? И зачем?
Оказалось, это не обман зрения и не фокус. Удины действительно выращивают белые огурцы — это особый сорт, которому требуются специальные климатические условия, а потому в нашем регионе вырастить его довольно сложно. Правда, как рассказал Эмиль Беняминович, попытки все-таки были, и удачные. Вообще, белый огурец — все тот же зеленый собрат, только немного с другим привкусом.
А вот зачем и как он попадает в бутылку? Прежде чем рассказать об этом, мы напоминаем нашим читателям о вреде употребления алкогольных напитков. Итак, оказалось, опускают туда огурец еще в маленьком «возрасте», когда он легко помещается в бутылку, и оставляют расти в стеклянной емкости. Буквально через неделю плод вырастает до нужных размеров и его срывают. Затем в бутыль с огурцом наливают удинский самогон (аракы), и огурец начинает действовать как фильтр, очищая напиток от сивушных масел и других вредных веществ.
Из уст в уста
Сохранил древний народ и языковые традиции — в семьях до сих пор разговаривают на удинском языке. Правда, передается он, как говорится, из уст в уста, ведь письменность и алфавит были утеряны еще в XVI веке.
Однако попытки восстановить утраченное делались уже больше ста лет назад. В 1853 г. в Санкт-Петербурге был издан первый удинский словарь из 322 слов, называемый «Словарь общеупотребительнейших терминов кавказских удинов с переводом на русский язык». В 1934 году в Сухуми братьями Т. и М. Джейрани был выпущен первый удинский букварь. А во второй половине XX века профессор Ворошил Гукасари издал удино-азербайджано-русский словарь.
Большой вклад в восстановление и изучение удинского алфавита и письменности сделал ученый, кандидат исторических наук Георгий Кочари: он опубликовал несколько книг, посвященных этнографии, языку и культуре своего народа.
Отметим, что, по сути, удинский алфавит пришлось «изобретать» заново, ведь прежде удины писали на кириллице, теперь же используется латиница. Всего в алфавите 53 буквы (такое количество обусловлено тем, что в языке есть гортанные звуки).
Сейчас благодаря активистам обществ удинов готовится и издается литература и учебные пособия по удинскому языку, сборники фольклора, а также сборники рассказов Яши Удина, проживающего в Саратове, — это единственный на сегодняшний день удинский писатель, который является членом Союза писателей России.
Несколько таких пособий Эмиль Манджари привез недавно с родины — теперь по ним в Иванове ребята из удинских семей смогут изучать алфавит и письменность. Уже в конце сентября на базе ивановского Дома национальностей начнут проводить такие занятия раз в неделю. Конечно, в первую очередь они будут проходить для удинов, но если кто-то захочет изучить язык, его примут с распростертыми объятиями, ведь этот народ любит рассказывать о своей истории, традициях и обычаях.
Села удинов имеют свободную разбросанную планировку. Усадьба включает хозяйственный двор, фруктовый сад с ореховыми плантациями и огорожена плетеной или каменной оградой. В давние времена окон в домах не было, и свет проникал через небольшие отверстия в стенах и крыше. В середине жилого помещения находился открытый очаг-костер, на котором готовилась пища. В конце XIX в. очаг был вытеснен камином (бухара) с дымоходом, позднее появилась железная печь-времянка. Важным элементом жилища был просторный чердак, нередко с камином, который использовали для сушки и хранения фруктов. В начале XX в. появились каменные двухэтажные дома с галереей (сейван), с широкими застекленными окнами.
Людмила Павловская