Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
banner1         antiter_internet - 200
Календарь событий
Доска объявлений

«Балканский мост. Иваново-2024»

bm_2024_3 - 200

Серия мероприятий, посвященных
российско-балканскому сотрудничеству.
22-23 апреля в ИДН и ИвГУ 


Искусство Балкан

WhatsApp Image 2024-04-19 at 11.55.59 - 200

Выставка одной картины сербской художницы Весны Симич и концерт русско-сербской певицы Ольги Масальской.
В ИДН 22 апреля в 16.00 и 17.00

OM - 200

14.11-den-keznetsa

14 ноября: День кузнеца в Беларуси

14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы – покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров – Днем кузнеца.

Кузнечное дело – одно из старинных и самых уважаемых в народе ремесел. Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – кузнец работает. Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

Поначалу кузнецы были «по совместительству» и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные орудия труда, оружие и украшения. Примерно в конце XI – начале XIII века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В XIV-XVII веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники.

Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с XVI века имели право объединяться в цеха. Во второй половине XVII века многие белорусские кузнецы работали в Московии, Италии, Венеции и Франции.

Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревень. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи — племянники, братья и сыновья.

Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от трех до десяти лет. После этого ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, а также прочность, если речь шла об оружии.

До конца XIX века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно они работали вместе с помощниками-молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы занимались сваркой, различной слесарной и паяльной работой. Так как профессиональная деятельность кузнеца хорошо оплачивалась и была уважаемой, хоть порой и тяжелой, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело вступить в сообщества кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В белорусском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр.

Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня – это дорогие предметы роскоши. Зачастую это красивые, изящные произведения искусства.

Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы часто устраивают праздники своей профессии на различных фестивалях и выставках. Например, во время Славянского базара в Витебске ежегодно проходит Бал Гефеста. Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек или даже головной убор.