Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
banner1         antiter_internet - 200
Календарь событий
Доска объявлений

«ОДНА ПОБЕДА»

ieXhac-mGvs - 200

Выставка графики ивановских художников, посвященная
Дню Великой Победы
советского народа
в Великой Отечественной войне.
В ИДН с 29 апреля

DSC_8767 - 220

Дружелюбие в магазине не купишь

«Ивановская газета», 11.06.2018

Разнообразие культур – это лишь достоинство, благодаря которому происходит взаимное обогащение, ведь у каждого народа есть чему поучиться. В этом уверена героиня нашей рубрики «Этногород», руководитель кинешемской еврейской общины Людмила Шлюндина.

Потеряв хлебные карточки, заваривала листья свеклы

Ее жизнь и Кинешма тесно связаны. Так сложилось, что родители Людмилы Шлёмовны, жившие в небольшом польском местечке, встретились и поженились в России, а город на Волге стал для ее семьи родным. С гордостью и уважением рассказывая о своих родителях, руководитель общины ведет меня в музей, где бережно хранятся личные вещи, фотографии и биографии евреев, оставивших заметный след в истории Кинешмы, учавствовавших вВеликой Отечественной войне…

Отец Людмилы Шлюндиной – родом из очень бедной семьи. Он рассказывал, что в доме его родителей пол был только наполовину покрыт досками. Учиться из-за отсутствия денег мальчишка не мог – он стоял под окнами и слушал, запоминал то, что рассказывал сидящим в классе ребятам учитель. А впоследствии освоил и в совершенстве владел несколькими языками.

28562_medium
Людмила Шлюндина учит детей быть миротворцами

«При этом одна из главных традиций еврейской семьи – дать ребенку хорошее образование. В Торе написано: не дай ребенку кусок золота, а дай образование, — рассказывает кинешемка. – В еврейских семьях с детства учили преодолевать трудности, правильно планировать свое время, чтобы дополнительно учиться музыке, живописи, заниматься в спортивной секции или драмкружке. Старались дать высшее образование. Поэтому среди евреев столько ученых, артистов, писателей, изобретателей. Среди нобелевских лауреатов 37% евреев, живущих в разных странах…»

Когда в 1941 году на небольшое польское село посыпались бомбы, многие стали искать спасение в Советском Союзе. В их числе были и родители Людмилы Шлюндиной. Ее отец прошел всю войну: окончив школу железнодорожников, восстанавливал после бомбежек разрушенную немцами железную дорогу.

Руководитель общины рассказывает, что среди евреев в годы войны было много героев – об этом говорят и биографии ивановцев. Вопреки звучащему порой мнению о том, что евреи, опасаясь за свою жизнь, тихо отсиживались. Просто в то время им было запрещено присваивать высокие звания либо такая информация считалась строго секретной.

«Мама работала на танковом заводе в Оренбурге. Вспоминала, как голодно тогда было… Однажды она потеряла хлебные карточки и заваривала листья свеклы – это было  единственным средством пропитания…» - говорит Людмила Шлёмовна.

Не боялась разнимать дерущихся мужиков

Отца нашей героини — Шлёма Табака — в Кинешме помнят как человека дела и слова. Построенные под его руководством жилые дома носят гордое звание «Домов Табака». При нем возвели речной и грузовой порт, швейную фабрику…  Наверное, от отца Людмила Шлюндина и переняла желание строить. Строить отношения между людьми разных вероисповеданий и национальностей.

Идея создания национально-культурного объединения в Кинешме родилась еще в далеком 1998 году. Но тогда руководить общинами женщинам не разрешали. Официально Людмила Шлёмовна стала руководителем в 2007-м, хотя она и до этого активно работала.

Вообще, глядя на энергичную и постоянно удивляющую окружающих новыми идеями женщину, сложно предположить, что она уже на заслуженном отдыхе. «Склонность к общению и умение расположить к себе людей – это черты, переданные мне мамой. Она была удивительно миролюбивым и доброжелательным человеком. Нередко, не боясь пострадать, бросалась разнимать конфликтующих на улице посторонних мужчинВот и я еще в школе начала активно заниматься общественной работой. К примеру, проводила экскурсии по музею Фурманова». А потом пошло как по инерции: староста факультета в Костромском пединституте, учитель английского в школе, организация детского Дома культуры, создание музея боевой славы местного аэроклуба…

А еврейская община за годы существования превратилась в настоящий проект, известный своей поддержкой социально незащищенных слоев населения, культурно-просветительской работой и, конечно, профилактикой экстремизма. Особенностью Кинешемской еврейской общины стало то, что это место всегда было открытым для представителей любых национальностей.

В администрации города считают, что именно Людмила Шлюндина объединяет работу всех национально-культурных организаций города, базой которых тоже чаще всего становится местная община.

340 тысяч – за женский диалог

«В еврейских традициях миссионерство вообще запрещено, - рассуждает Людмила Шлёмовна. – Мы стремимся к миру и согласию. Так, лет восемь назад мы создали межнациональный клуб при библиотеке «Добрые соседи». Вместе проводим на разных городских площадках фестивали, акции, выставки, встречи. Например, 27 мая  женщины пекли свой национальный хлеб, рассказывали о своих блюдах, культурных традициях, семейных ценностях».

7759_large
На одном из мероприятий проекта «Межнациональный женский диалог»

Недавно женская группа Кинешемской еврейской общины выиграла президентский грант по теме «Межнациональный женский диалог». 340 тысяч рублей будут потрачены на обучение, участие в семинарах и вебинарах женщин разных национальностей. Создатели проекта рассчитывают, что это еще больше сплотит не только кинешемских евреев, но и немцев, армян, татар и всех тех, кто сегодня живет во второй столице региона.

Рассказывая о жизни кинешемских евреев, Людмила Шлюндина говорит, что по сравнению с прошлыми годами число членов общины уменьшилось почти вдвое и сейчас их  немногим более 200 человек. «Многие уезжают в Израиль. Молодые, чтобы дать детям хорошее образование, пожилые – из-за уровня медицины, - рассуждает она. – С теми, кто уехал на историческую родину, нас связывают достаточно прочные связи. Благодаря современным средствам связи мы не чувствуем, что расстаемся навсегда. Те же, кто собирается в общине, стали большой семьей. Из поездок, они привозят друг другу сувениры, в наших стенах делятся впечатлениями, помогают друг другу…»

Всех, кто переступает порог общины, встречают очень дружелюбно, считают своим долгом выслушать, помочь и обязательно напоить чаем: это еще одна добрая еврейская традиция. «Нет такого магазина, где бы предлагали приобрести дружелюбие, стремление к пониманию, сотрудничеству, умение договариваться. А ведь все религии несут идеи миролюбия, в них есть золотое правило взаимной благожелательности: не делай другому того, от чего будет больно тебе. Невозможно заставить людей любить друг друга, но можно и нужно научить взаимному уважению», - подводит итог нашей встрече Людмила Шлюндина. 

Добрососедство

В старинном нашем городе
Живут народы разные.
Невидимыми нитями
Мы все друг с другом связаны.
Культура русская, язык
И ценности моральные
Объединяют горожан
Любой национальности.
А уваженье, интерес
И доброе внимание
Ведут всегда к согласию,
К взаимопониманию.
Простую эту истину
Не нужно забывать.
Доброжелательность в себе
Давайте развивать.

Людмила Шлюндина 

Кстати 
В нашем регионе две еврейские общины – в Иванове и Кинешме. В Иваново-Вознесенске с первых лет существования города евреи в основном были торговцами и ремесленниками. В 1905 году еврейское население пострадало от погрома, направленного, против большевистских выступлений. В 1915-м в городе было открыто еврейское кладбище, застроенное в первые советские годы городскими кварталами. В 1925 году в Иванове проживало 603 еврея, в 1939-м – 1585, в 1970 году – 1363 еврея.
В российский период создано общество еврейской культуры, с 1999 года – религиозная община, с 2004-го – национально-культурная автономия. Еврейскую общину в Иванове, объединяющую сегодня около двух тысяч человек возглавляет Маргарита Шнир.

Наталья БЫСТРЯНСКАЯ

Источник: «Ивановская газета»