Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
banner1         antiter_internet - 200
Календарь событий
Доска объявлений

ИВАНОВО
город многих культур

A1 - 200

Выставки в ИДН, посвященные культуре разных народов.
С 6 по 30 ноября по будням,
вход свободный

10321

По родному краю — «ДРЕВНИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ…», часть 2

Ивановский дом национальностей в рамках новой рубрики «По родному краю» продолжает публикацию краеведческого материала нашего земляка – уроженца Южского района Юрия Дмитриевича Павлова «ДРЕВНИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ.  ЗАХОРОНЕНИЯ ПРЕДКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИХОДОВ ЮЖСКИХ И ХОЛУЙСКИХ ЦЕРКВЕЙ». Исследование посвящено проблеме сохранения и возрождения памяти предков – простых тружеников, живших на этой земле, подаривших нам жизнь и оставивших нам в наследство великую Россию.

Часть 1 читать здесь

 Часть 2

ПРАВОСЛАВНАЯ  РУСЬ

Говоря сегодня о древних захоронениях православной Руси, России, о захоронениях обезличенного простого народа, которыми усыпана вся матушка Россия, видя их современное состояние, невольно возникает мнение, что это захоронения людей, не достойных ни уважения, ни памяти о них. А ведь это захоронения наших предков, родивших, вскормивших, воспитавших нас, защищавших от внутригосударственных и внешних недругов. Предков, результатом неусыпного труда которых является наша Родина. Казалось бы, как просто, но как трудно показать их заслуги перед Отечеством, чтобы они были восприняты достойными почета и уважения нашими современникам.

Какое государство хотел построить князь Владимир. «Триада» князя Владимира

Путь Руси, России начинался с пути племен (княжеств) древних славянских народов. Первый росток современной России – Киевская Русь. Но выросла Россия из зернышка, в которое входили земли современного Нечерноземья, где мы проживали и проживаем.

dlya_geniya

Для православной Руси, России (и для нас) началом отсчета древней истории является время, когда по образу многонациональной Византии в Киевской Руси стало воплощаться три единообразия («триада»). Самодержец (Император) — во главе государственной системы империи (государства), Патриарх как самодержец религиозной системы монотеистической религии, в которой Бог един (и все под Богом живем) –  это управляющие системы единообразия. Народ, население государства, которое следовало привести, управляя им, к единому вероисповеданию, признанию единообразия и исполнению обязанностей по обеспечению существования государства.

Именно, государственная и религиозная системы с опорой на народ, как единоутробный ребенок, зародившиеся в момент зачатия государства – Руси и прожившей до правления Петра I, положили начало объединенного существования самодержавной Руси и Православного Христианства с принципом управлении государством, так называемого, «единоначалия».

С тех пор и стала произрастать Русь, множась территорией, народами разных племен и разных национальностей, разного вероисповедания – мужиками. Прирастать мужиками с разными взглядами на жизнь, с разным восприятием прошлого, настоящего и будущего своего. Прирастать мужиками, объединителями которых, в основном, были климатические условия, стремление к выживанию, производительный труд и религия – Православие.

Обширные земли Руси позволяли мирно уживаться и охотникам, и скотоводам, и землепашцам – крестьянам разных племен и народов. Происходила их мирная ассимиляция – слияние одного народа с другим.

Если заглянуть в те далекие времена – века начала II тысячелетия, века становления на Руси христианства, то уже в то время перемешались племена славянские с племенами, проживавшими на нашей территории. Монголо-татарское нашествие добавило нам крови народов, пришедших с востока, времена взаимных с соседями набегов, войн и пленений дополнили это.

Задумавшись, чья же в нас течет кровь, каких племен и народностей в нас больше, то вряд ли можно найти верный ответ. Все мы можем оказаться родственниками по крови, но настолько далекими, что возьмем это только себе на заметку.

1350083672-0088283-www.nevsepic.com.ua

Под «мужиком» понимается не человеческая особь мужского пола, а просто человек, житель государства российского, в основном это крестьянин аграрной страны – России. Ибо даже после замены при Петре I  в 1717 (1724) году «Подворного» налогообложения на «Подушную подать», по которой за единицу учета была принята «душа мужского пола» — мужик, с «душой» этой в семьях совместно проживали и женщины, и дети, и старики (здоровые и больные), как и до произошедшего события. У крестьян эта единица учета дожила до 1920-х годов.

Однако из всего этого смешения народов выделился русский народ, русский мужик.

Доказательства существования управляющих систем единообразия Руси, России, — Государственной и Религиозной, позволяющие оценить их значимость,воплощены, в частности, во многих исторических документах, литературе, культовых зданиях, дворцах, поместьях и пр. и пр., что мы видим и наблюдаем сегодня.

Доказательством существования русского мужика (первоначально охотника, рыбака, бортника и пр., затем и хлебороба) – как основы, фундамента, управляющих систем, основы государства может быть (в основном) вся история государства российского, создание и защита которого без участия и воли на то мужика была не возможна.

Кроме того, доказательством  могут быть и все утраченные и не утраченные памятники былых времен и главными из них являются кладбища наших предков, захоронения на которых иногда производились непрерывно многие века.

В последующем, уже  в аграрном государстве — Руси, России — мужик (и как кормилец) был главным строителем всех сфер деятельности государства, он олицетворял (должен был олицетворять) государство.

Ни одно значимое событие не миновало мужика, его производительного труда, обеспечивавшего существование государства. Не миновало  мужика даже и народное просвещение, в котором, например, через «Народность» в «триаде» С.С. Уварова была сделана попытка привлечь его к народному воспитанию.

В 1833 году Министр народного просвещения С.С. Уваров в докладе императору Николаю I пишет: «…собственными началами России являются Православие, Самодержавие и Народность, без коих она не может благоденствовать, усиливаться и жить» и что «в соединённом духе с этими началами должно осуществляться в России и народное воспитание». Но внутригосударственная обстановка помешала осуществлению задуманного.

Как видим, та же «триада», что и при князе Владимире, что также подтверждает, в частности, одну из главных ролей мужика в существовании российского государства.

Поэтому существование русского мужика должно рассматриваться обязательно с позиций существования российского государства, начало которому было положено образованием Православной Киевской Руси, 1125-летие которой недавно было отмечено Православной церковью.

Был мужик – было государство, было государство – был мужик.

 МУЖИК, ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ – СОБЫТИЯ      

Династия Рюриковичей

239654Могуч и скромен русский мужик. Однажды восприняв Русь, Россию единоутробным ребенком  самодержавной Руси и Православного Христианства, пронес его в  веках становления и развития России, в веках возвращения территорий Киевской Руси до ее западных границ – западнее Буга.

Он вынес на своих плечах монголо-татарское и литовское иго, он собирал раздробленную Русь, раздвигая западную границу Московского княжества, проходившую при Иване III  около Ржева – в  200 километрах от Москвы, был первым защитником Православия от религиозных экспансий.

Времена ига

О событиях в Северной России, времени существования Стародубского княжества, свидетельствует, например,  А.И. Солженицын в книге: «Двести лет вместе».

Речь идет о восстании наших предков во время, как принято считать, монголо-татарского ига: ««В эти века, с  XIII по XVIII, «в соседней Польше создавалась, росла и укреплялась в своем устойчивом быте крупнейшая еврейская община, которой предстояло основать массив будущего российского еврейства, к XX веку главной части еврейства мирового. С XVI века происходило “значительное переселение польских и чешских евреев на Украину, в Белоруссию и Литву…»

«С нашествием татар прекратилась оживленная торговая деятельность в Киевской Руси, и многие евреи, видимо, ушли в Польшу. (Впрочем, еврейские поселения на Волыни и в Галиции сохранились, мало пострадав от татарского нашествия). Энциклопедия  Краткая еврейская энциклопедия») сообщает: «Во время нашествия татар (1239), разрушивших Киев, пострадали также евреи, но во второй половине 13 в. они приглашались великими князьями селиться в Киеве, находившемся под верховным владычеством татар. Пользуясь вольностями, предоставленными евреям и в других татарских владениях, киевские евреи вызвали этим ненависть к себе со стороны мещан».

Подобное происходило не только в Киеве, но и в городах, Северной России, куда при татарском господстве открылся «путь многим купцам Бесерменским, Харазским или Хивинским (Византия, Хазария или Хива), издревле опытным в торговле и хитростях корыстолюбия: сии люди (посредники) откупали у Татар дань наших Княжений, брали неумеренные росты с бедных людей, и в случае неплатежа объявляя должников своими рабами, отводили их в неволю. Жители Владимира, Суздаля, Ростова (безусловно, и Стародубского княжества)вышли, наконец, из терпения и единодушно восстали, при звуке Вечевых колоколов, на сих злых лихоимцев: некоторых убили, а прочих выгнали». В наказание восставшим грозил приход карательной армии хана, предотвращенный посредничеством Александра Невского. – «В документах 15 в. упоминаются киевские евреи – сборщики податей, владевшие значительным имуществом».

В XV веке еврейские откупщики таможенных и других сборов встречаются и в Минске, Полоцке, Смоленске.

Комментарии

В 1908 – 1913 годах в Петербурге была издана 16 томная Еврейская Энциклопедия (ЕЭ). Авторы ее наиболее значительные еврейские ученые России, Европы и США.

В научном мире сведения, излагаемые в ЕЭ, пользуются авторитетом и широко используются многими авторами. Издание ее было вызвано новыми экономическими и политическими отношениями в России после реформы 1861 года.

Краткая еврейская энциклопедия — 11 томов, на русском языке. В 1976-2005  годах издана в Израиле. В ней отсутствовали некоторые «щекотливые» моменты, о чем мельком проскочило в советской прессе.

Говоря о событиях, описанных А.И. Солженицыным, целесообразно знать, что они проходили одновременно с оккупацией земель Киевской Руси и со стороны Прибалтики — литовцами. Об этом говорит совпадение по времени нападения на Русь монголо-татар (середина XIII века) и, по некоторым источникам, более интенсивного натиска на Русь некоего литовского князя Миндовга (середина XIII века – 1240-1250 годы). Одновременная агрессия устраняла Литве (в дальнейшем ставшей уже  Великим Княжеством Литовским) помехи для завоеваний и, видимо, помогала выбирать направление и метод захвата русских земель.

Нельзя при этом не отметить, что в это же время проводились Крестовые походы Западной Европы, и произошло из нее изгнание евреев в Восточную Европу, произошел первый Холокост. То было время и религиозных экспансий на Русь, на Россию.

Первая битва русского войска с монголо-татарами произошла 31 мая 1223 года на реке Калке

Установление монголо-татарского ига происходило в 1237-1242 годах и происходило в течение 2-х десятилетий, в том числе и в не разоренной земле. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. Некоторые считают, что, якобы, в XIV веке монголо-татарское иго в русских княжествах устранялось по мере присоединения их Великим Княжеством Литовским и Польшей.

Pantyuhin-YUrij-Aleksandr-NevskijАлександр Невский (1221-1263). Родился в Переяславле Залесском. Был сложной политической и административной фигурой.

Князь Новгородский — 11236-1240; 1241-1252; 1257-1259.

Великий князь Киевский – 1241-1263.

Великий князь Владимирский – 1252-1263.

В 1242 году в Ледовом побоище разгромил Тевтонский орден, за что прозван Невским.

В подтверждение А.И. Солженицына: «В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси[11], поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь». Егоров В.П.: Александр Невский и Чингизиды /Отечественная история. 1997. № 2./.

Умер 21 ноября 1263 года в Городце на Волге, возвращаясь из Золотой Орды «отмаливая люд от беды».

Похоронен был в Рождественском монастыре во Владимире, куда похоронная процессия из Городца шла 9 дней.

Интригующим является, какой дорогой ехал Александр Невский в Золотую Орду и возвращалась похоронная процессия из Городца на Волге во Владимир на Клязьме.

Дорог могло быть 3:

- «Владимирка» — сухопутная дорога, если существовала (ориентировочно современное направление в Нижний Новгород);

- по руслам рек Клязьмы, Оки, Волги (некоторые историки считают, что в то время это были единственные пути сообщения);

- будущая Балахонская дорога – сухопутная.

Последние 2 дороги проходят через нас: по Клязьме — рядом со Старой Южей, и Холуем, сухопутная дорога – через Старую Южу и Холуй.                 

Разобраться бы с этим интересным фактом.

Религиозные экспансии

Разрозненное на удельные княжества государство Киевской Руси (одна из составляющих частей «триады») во времена ига, однако, сохранило две остальных: Православную религию и народ, объединяемый православной религией. Это, мягко говоря, не устраивало католическую церковь, стремившуюся распространить влияние на обширные и богатые земли Восточной Европы. В том числе и на Литву, считавшуюся православной, северные (малые) народы которой был язычники, на захваченных у Руси землях – православные. Для Ватикана «распространить влияние» означало – обратить в католиков народы других вероисповеданий со всеми вытекающими последствиями. Осуществлялось это разными способами, в том числе, и заключением уний (договоров).

Наиболее значимые унии, отголоски которых в значимой степени ощутимы и современной Россией.

Кревская уния 1385 года (при Дмитрии Донском), позволившая в 1386 году в православной Литве обратить в католиков пока только литовское языческое население.

Флорентийская уния 1439 года (при Василии II Темном), когда император и патриарх Византии в обмен на помощь в борьбе с турками признали главенство Папы и католические догматы, для обмана народа сохранив при богослужении православные обряды.

В 1453 году турками был захвачен Царьград, погиб в бою император Константин XI Палеолог. Православная Византия пала. Хотя православная Греция вскоре и отказалась от унии, Русь оказалась единственной, способной защитить Православие.

Несогласие Руси вернуть русскую церковь в лоно униатов в 1460 году привело к разделению русской митрополии на Московскую – православную  и Киевскую – униатскую, куда входили православные земли Литвы и Польши, бдительность народов которых усыпили. Отголоски Флорентийской унии слышны и видимы сегодня.

При Иване III, вступившем на княжение в 1462 году, в 1470 году обрушилась на Русь «Жидовская ересь». «Каббалисты» «закабалили» высшие правительственные и церковные круги,  посеяв в них смуту, приведшую к внутри клановой борьбе, что грозило Руси падением Православия, а, возможно, и государственности. Однако православная партия (условно) клана Софьи Палеолог с сыном Василием III(с расчетом на поддержку православного населения), одержала верх. Ушедшие от наказания смутьяны бежали в Литву, где официально подтвердили иудейское вероисповедание.

После Кревской унии в течение почти 200 лет делались неоднократные попытки повторить удавшийся пример, но уже с православными русскими землями. Однако совершить это по разным причинам не удавалось. Одним из существенных препятствий тому было православное населениерусский мужик.

Люблинская уния была заключена в 1569 году (при Иване Грозном). На европейских картах появилось новое государство – Речь Посполитая.

Новое государство, созданное из двух чуждых и разноплеменных, не тяготевших друг к другу, народов, оторвало западные земли Киевской Руси от Литвы, отдалив тем более от России.

Она была выгодна католической церкви, открывая перед ней возможности для распространения на восток. Это систематически проводилось на русских православных землях за все время владычества  Литвы и  Польши, до 1795 года.

Брестская религиозная уния 1596 года (при Федоре Ивановиче). В Речи Посполитой, после Люблинской унии, с целью отвратить усиливающееся тяготение православной Украины (ее обманутого православного народа) к единоверной Москве, в1596 году высшими представителями католического и православного (униатов) духовенства и мирянами была заключена Брестская религиозная уния. Униаты признали своим главой Папу Римского и приняли основные догматы католической церкви. Однако сохранили при богослужении церковно-славянский язык и все обряды, чем, в очередной раз, обманули непросвещенное население, не заметившее подвоха.

Все православные, не принявшие униатство, правительством Речи Посполитой были объявлены еретиками и подверглись преследованию. Отголоски и этой унии так же наблюдаются в настоящее время.

Люблинская и Брестская религиозная унии заключены в царствование Ивана Грозного и Федора Ивановича, правление которых сопровождалось яростной борьбой с боярской и княжеской  оппозицией. Иван Грозный отстаивал завещанное его предкам и ему князем Владимиром самодержавное государство и Православие. Часть влиятельной боярской и княжеской оппозиции, безразличная к вероисповеданию, боролась  за «жирный кусок власти». Ну а Федор, без Годунова он был бы никто.

«Русское царство – Третий Рим»

В глобальном масштабе для России в царствование Ивана Грозного утвердилась окончательная формула:  «Русское царство – Третий Рим», — говорящая, что речь идет о царствах, а не о городах.

769

Только Русское царствопосле падения в 1453 году православной Византии стало сосредоточением подлинной веры всего православного мира и Христианства. Русь, как преемник «Второго Рима», в котором святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной «паче солнца светится», могла и должна была отстаивать и спасать Православие от экспансии других религий и государств — недругов.

При Иване Грозном утвердилось право называться царством, а потом империей, что давало право России претендовать на утерянные земли Киевской Руси, против чего вела усиленную борьбу Польша.

Все это освободило династию Романовых от доказательств на самодержавное правление Россией.

Царствование Ивана Грозного показало династии Романовых слабые места в самодержавном государстве – боярская, княжеская и пр. вольница.

Свершившееся при Иване Грозном присутствовало в России до октябрьского переворота.

Династия Рюриковичей создала Россию. Однако не утихала междуклановая борьба бояр и князей, поощряемая Польшей. Она шла и после смерти Ивана Грозного, и при Федоре Ивановиче. Происходило это на фоне последствий опричнины, введенной Иваном Грозным, и природных катаклизмов. Все служило предтечей трагической Смуты в России в начале 1600-х годов.

Смута

Как бы ни старались сегодня писать историю Смуты подвигами отдельных личностей, — «народного единства» всех сословий не могло быть без мужика, осознавшего гибельное положение своей Родины, своей семьи. Мужик — стержень единства. Ни цари, ни полководцы, ни религия, ни человеческое общество в целом без мужика ничто. В преодолении разногласий в социальном неравенстве перед смертельной угрозой Родине – вот величие народного единства. Единение было длительным процессом, поэтому освобождение Москвы от поляков это только знаковое, переломное в пользу ополченцев произошедшее событие. И «установление» «Дня народного единства» только «в память об освобождении Москвы от поляков в 1612 году» не корректно. Поэтому каждый и понимает его по-своему.

То время оставило в Малой Родине заметные следы, такие как события на Стекольной горе, гибель 7 поселений Введенского прихода. Вымерла и была опустошена масса поселений, которые с тех памятных времени и в настоящее время имеют название Пустошь, Пустынь, Пустынька  и другие им подобные. О не менее половины погибшего населения в Смуту — умалчивают.

Мы должны гордиться, что наши предки являлись земляками зачинателей второго ополчения, поставившего точку в Смуте. Однако, оказывая заслуженные почести предводителям ополчения Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому и др., при этом, мы должны помнить и не забывать наших мужиков — наших предков, оказывать им не меньшие почести. Понимаем ли сейчас мы необходимость в том? Ведь преодоление Смуты без русского мужика было невозможно!! Невозможно, как и преодоление без русского мужика препон, посягавших на существование России полтысячи лет!!

Никакой День Освобождения и эпизодическая шумиха вокруг него с возведением памятников не восполнят  пропавший патриотизм без памяти о предках, о русском мужике!!

Династия Романовых

Смутное время выявляет еще один примечательный момент, опосредствованно повлиявший на будущее России. Это касается воцарения семьи Романовых и взращивание впоследствии уже известного нам  царя ПетраI, у которого, интригами клана Милославских, был запущен «механизм деградации личности» в его детско-юношеские годы. Но преодолел мужик и уничтожение ПетромI народа русского, поставщика наших кладбищ. Пахать землю при нем было некому.

Велика была роль мужика и в ополчении Отечественной войны 1812 года. Велик был его патриотизм. Показательно отмеченное дезертирство из Владимирского ополчения: среди дворян — около 50%, среди ратников — менее одного процента! («Пожарский Юбилейный альманах». Выпуск 3. «Формирование ополчения Владимирской губернии в Отечественной войне 1612 года» В.И. Бабкин, Е.В. Сметанин).

Но создал мужик своим закабалением в крепостничество и проблему Государям нашим. С Екатерины II, с ее «Наказа», делались попытки освободить мужика из рабства. Не получалось. Элита и дворяне не желали этого — щи да кашу варить им будет некому. Так и жили, пока государство, раскачиваемое как лодка на воде, не затонуло.

Одним из путеводителей по событиям века XVIII, XIX и XX может служить информация из «Документальной публикации под редакцией Е.Л. Рудницкой»: «Революционный радикализм: век девятнадцатый». Российская Академия Наук. Институт Российской Истории», «Москва. «Археологический центр». 1997» и другая подобная литература.

Жизнь в преодолении стихии. Голодоморы Руси, России

Оценка событий, на которых строится история, зависит от взглядов и нравственных установок авторов. В этом, вероятно, можно усматривать приниженную роль мужика в этих событиях. Однако невозможно пройти мимо одной из значительных заслуг его: способности выживать в экстремальных условиях, создаваемых как природными катаклизмами, так и самим человеком, в которых не всякий народ Западной Европы мог бы выжить (что для нашего мужика – радость, для Западного иноземца – смерть). Это голодоморы, а также эпидемии, войны и пр. Причем, до мировых войн, первые приводили к большей смертности населения. К сожалению, сведения о них предоставляются ограниченные.

35В 1410 году монголо-татары опустошили Владимир, довершив разорение Северо-Восточной части Руси. Разразившаяся в Новгороде и Пскове в 1418 году эпидемия чумы пришла через год и в Московскую Русь. Мор от чумы сопровождался голодом, а также  ранней зимой.

«Мор бысть силен зело во всей земле Рустей, … и изомроша людие и стояще жито на нивах пусты, жати некому. И того же месяца Сентября в 15 день… поиде снег и идее 3 дня и 3 нощии… и мало кто жита пожал по схождении снега и бысть глад по великому тому мору по всей Русской земле…и мало людий по всей Русской земле остася от мору и от меженины».

Чума и голод свирепствовали 3 года. Более того, в течение четверти века чума и голод возвращались 4 раза – в 1433, 1436, 1442, 1445 годах. В Московском княжестве полностью вымерла пятая часть деревень, не считая умерших в оставшихся деревнях. А в некоторых местностях деревень осталась одна шестая часть. Русь обезлюдела. Нивы зарастали лесами. То была воля природы.

При Иване Грозном в 1569 году – голодомор после 3-х лет неурожаев. Был не единственный.

 И вот на Российское государство, не оправившееся еще  до конца 1500-х годов также и от внутригосударственных неурядиц, свалилось очередное несчастье – на него обрушилась природа.

По свидетельству А. Палицына – келаря Троице-Сергиевского монастыря (позже он обучал детей  царя Алексея Михайловича, в частности Федора, Софью, но не обучал Петра I) в 1601 году шел дождь непрерывно 70 дней. Было безветрие. Погиб «всяк труд дел человеческих и в полех, и в садех, и в дубравах, всяк плод земной, яко от огня поядена бысть вся земля….И сего ради во второй год злейши того бысть, такожде и в третье лето…».

По другим источникам в 1601 году 25 августа был еще и «великий мороз», погубивший последние, видимо, кое-где оставшиеся посевы.  Наступил голод и разруха.

В Москве и городах России не отапливались дома, не убирались валявшиеся на улицах и площадях трупы людей, т.к. вывозить их было некому, да и лошадей уже не было. По указу царя Бориса Годунова (по его инициативе в угоду землевладельцам был отмене «Юрьев день») за два лета и четыре месяца на Московских кладбищах было захоронено 127000 человек. По оценкам современников вымерла 1/3 Московского царства.

В то время по всей России шли нищие, которым никто не подавал (нечего было), бунтовал народ, гуляли разбойничьи шайки, даже около Москвы.

В 1603 году начала свирепствовать холера.

Тяжелейшим экономическим положением в России, усилившимися междоусобицами бояр, которым способствовала и кончина Бориса Годунова, воспользовались поляки, ожидавшие подобного случая. На частные капиталы в 1604 году ими было организовано нападение отряда Лжедмитрия Iна Россию.

Началась Смута и  первая гражданская война (в основном между боярами), выдвинувшая в лидеры России Минина и Пожарского.

В 1606-1608 годах зима началась 28 сентября, а лед на Белоозере растаял только 12 июня.

Великий голодомор и Смута превратили одни поселения в пустоши, в других сократил количество людей в несколько раз.

1600-е годы – пик малого ледникового периода и на Руси неурожаи случались до 3 раз каждые 10 лет.

Следы этих голодоморов и Смуты остались в названиях поселений: Пустошь, Пустонка, Пустышь и т.п.

Академик Л.В.Милов в книге «Великорусский пахарь и особенности Российского исторического процесса». Москва.  РОССПЭН. 2006.» приводит некоторую статистику катаклизмов природы и их последствий, коснувшихся Российского государства.

На 1600-е годы по разным причинам пришлось не менее 24 голодных лет (в среднем каждые 4 года). Некоторые из них: 1601-1603, 1606-1608 упоминались выше; 1638-1639 – ранние заморозки, а вслед за этими годами – засуха на Украине; 1668-1669 – сильные весенние заморозки и летние наводнения; 1671 – сильнейшая весенняя засуха, даже яровые посевы не взошли, выгорела трава; 1691-1692 – засуха, а 30.06 1691 все жито было побито морозом.

На 1700-е годы по аналогичным причинам пришлось не менее 25 голодных лет. Вот некоторые из них: 1716 – длительные летние дожди; 1718 – сильные весенние и летние заморозки; 1719 – сильнейшее наводнение в бассейне Волги; 1721 – необычайно холодное лето и 1721-1724 – неурожаи; 1732-1736 – серия голодных лет, среди которых в 1733 «хлеба, ржи и яри в полях ничего не уродилось»; 1739-1740 – необычайно суровые зимы погубили озимые; 1747-1750 – неурожаи; 1760-е – 1770-е – потепление, дождливые летние сезоны и неурожаи, а потом длительное похолодание до 1822 года; 1780 – засуха и неурожай; 1781 – голод; 1786-1788 – дожди, а 1787 – сильный неурожай и голод, 1797 – голод.

В первой половине Х1Х века (перед отменой крепостного права) были сильные неурожаи: в 1820-1821, 1827, 1834,1839, 1844- 1851; в 1835-1836 годах были сильные морозы, даже сады вымерзли.

«Годом без лета» прозвали европейцы 1816 год, а следом и зимы как бы не было. Причина – последствие извержения вулкана.

Во второй половине 19 века неурожаи были, в частности, в 1871-1873, 1891 годах.

По наблюдениям, которые велись в Петербурге с 1752 года, средняя температура в нем за период до 1860 года была  + 3,65 градуса. Особенно холодным в Петербурге был 1788, в Москве – 1782 годы – можно считать, что Владимирскую губернию они не обошли.

Это главные поставщики древних захоронений строителей России и родителей воинов, защищавших ее.

Продолжение следует…

Автор — Юрий Дмитриевич Павлов

Pavlov_1 - 150