Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
banner1         antiter_internet - 200
Календарь событий
Доска объявлений

«ОДНА ПОБЕДА»

ieXhac-mGvs - 200

Выставка графики ивановских художников, посвященная
Дню Великой Победы
советского народа
в Великой Отечественной войне. Открытие в ИДН
29 апреля в 15.00

hronometr-17.12.16 - 220

Из колонии – в борцы с преступностью

Газета «Хронометр Иваново», 17.12.2016

Анатолий Джаппаров при живых родителях вырос в детском доме, побывал на подростковой зоне, а потом долгие годы охранял и ловил уголовников.

ОТ АВТОРА: о непростой жизненной истории Анатолия Джаппарова – сына кореянки и азербайджанца, мне рассказала пресс-секретарь Ивановского Дома национальностей Ирина Миловзорова. Она же дала мне номер телефона Анатолия. Я созвонилась с ним и договорилась о встрече.

Анатолий Джаппаров совсем не выглядит на свои 68 лет, он полон сил, энергии и планов на будущее.

- Я родился в городе Мирзачуль Ташкентской области в 1948 году, - начал он свой рассказ. - Мою семью нельзя назвать благополучной. Мама в 8 лет потеряла обе ноги. Она родилась в Манчжурии, кореянка по национальности. Ее отец был руководителем корейского Сопротивления. Однажды во время ночного нападения японцев всем жителям их поселка пришлось бежать. Моя мама шла в одной ночной сорочке босиком по снегу и обморозила ноги. Врачи пытались спасти их, но началась гангрена. В госпитале в Ташкенте, куда ее переправили лечиться, ей ампутировали обе ноги. Мать ее – мою бабушку во время этого нападения убили.

Отец Анатолия тоже был инвалидом.

- После ампутации ног мама осталась жить в Узбекистане, языка она не знала, образования не получила. Когда выросла, устроилась нянечкой в госпиталь, там и познакомилась с моим отцом. Он азербайджанец – Халилов Идаят, воевал под Сталинградом. В госпиталь попал после ранения в ногу, ее ампутировали, - вспоминает Анатолий. - Брак свой родители не регистрировали. Вскоре мать забеременела, и тогда отец бросил семью – говорил потом, что мать была ревнивая, и однажды он проснулся, когда она уже занесла над ним нож.

Так с матерью-одиночкой, да еще инвалидом, начал жизнь Анатолий.

- После моего рождения она перебралась в Фергану. Ездила на тележке, работать не могла, жила подаянием, - поделился со мной Анатолий. — В 4-месячном возрасте органы опеки поместили меня в Дом малютки.

По мере взросления мальчик сменил несколько подобных учреждений.

- Рос я по детским домам и интернатам, мама навещала меня. Был в Кувасае, в Ташкенте, потом меня перевели в дом одаренного ребенка: у меня был исключительный музыкальный слух и отличная память. Стал солистом детского хора, занимался по классу скрипки. Я не страдал из-за отсутствия родителей, привык, - продолжил Анатолий. — В 6 лет меня вернули в детдом Ферганы, тогда мама привела своего нового мужа – 19-летнего узбека Акмаля, и он меня усыновил. Я стал Джаппаровым, а до этого был Ким по матери. Акмаль тоже был инвалидом, одну ногу он потерял, когда воровал уголь из вагонов и попал на рельсы. Жить я остался в детдоме, родители не могли меня прокормить. У них родились еще дети: Люда младше меня на 4 года, Славик и Майя.

Когда Анатолию было 12 лет, детдомовцев, у которых были родители, распустили по домам.

- Если в детдоме я учился только на «отлично», то, живя у родителей, начал прогуливать школу и курить, были на моем счету и мелкие кражи, - вспоминает Анатолий. – В 14 лет я оказался в детской колонии в СамаркандеПод строгим наблюдением воспитателей подтянулся по учебе. Закончил обучение в 16 лет и устроился в таксомоторный парк учеником автослесаря. Работать мне нравилось.

Но вскоре Анатолий снова оступился.

- В 17 лет я стал угонщиком. Все как-то спонтанно получилось, друзья подбили. Мы угнали «Волгу» из гостиничного двора и уехали на ней в Андижан. Когда у машины пробило колесо, бросили ее и сбежали. Задержали меня в Ташкенте.

Избежать наказания, по словам Анатолия, помогло только то, что его срочно направили на стройку:

- Когда в 1966 году произошло землетрясение в Ташкенте, меня послали туда работать бетонщиком. Жить приходилось в палаточном городке на улице. Я жил там год, потом устроился слесарем на шелко-мотальную фабрику в Фергане. Стал заместителем секретаря комитета комсомола.

В ноябре 1967 года Анатолия призвали в армию.

- Так я попал в Тейково, служил в ракетных войсках, — вспоминает он. - В 1968 году в местном клубе познакомился со своей будущей женой Татьяной. Она жила и работала в Иванове, а туда приезжала к своей тетке. Я сразу обратил на нее внимание. Среди деревенских девушек в фуфайках и валенках она казалась просто богиней.

Но родители девушки были решительно против:

- Когда мать Татьяны увидела у нее мою фотографию и узнала о наших отношениях, она написала мне в часть гневное письмо со словами: «Здравствуйте, Джаппаров. Знаете, как я вас ненавижу? Прекратите морочить голову». Я подумал, что это Татьяна так надо мной подшутила, и вложил это письмо в конверт с моим письмом ей. Через три дня Таня со своей подругой приехали в часть. Она рассказала мне, что поругалась с матерью и ушла из дома. Я попросил ее вернуться к родным и не глупить.

В 1969 году Анатолия демобилизовали, он вернулся домой, помогал родителям, снова пошел работать на фабрику.

- Но жить без своей Татьяны я уже не мог, через полгода поехал в Иваново — жениться. Тогда-то я и познакомился с Таниной мамой и даже понравился ей. 9 июня мы подали заявление, а 13 сыграли свадьбу по русским традициям, - вспоминает он. — Потом мы уехали в Фергану, где играли свадьбу уже по-нашему. Жить стали в 2-комнатной квартире по соседству с моей матерью, выращивали овощи и фрукты, завели баранов, кур, индюков. Татьяна тоже устроилась на фабрику лаборанткой в шелковый цех.

По словам Анатолия, именно его «криминальное» прошлое привлекло его в школу милиции:

- В 1971 году поступил в среднюю школу милиции в Ташкенте, выпустился лейтенантом по линии исправительно-трудовых учреждений. На службу меня направили в колонию города Заравшан. Жена устроилась там же маляром-штукатуром на стройку. В 1972 году у нас родилась дочь, а в 1976 – сын.

Джаппаров стал быстро подниматься по карьерной лестнице.

- Через 1,5 года я стал замполитом, потом исполнял обязанности начальника колонии в Учкудуке. Свою работу я любил, без этого у меня ничего бы не получилось. Я организовал хор из заключенных, мы давали концерты. Сколько труда надо было приложить, чтобы уговорить зеков выступать! За это можно было даже жизнью поплатиться, ведь это было для них «не по понятиям»,  - поделился со мной он.

В различных структурах органов внутренних дел Анатолий проработал до 1995 года.

- После Учкудука перевелся старшим участковым отделения милиции в Фергану. Дослужился до подполковника. Потом меня приняли замполитом в Чирчикскую колонию. Не раз приходилось попадать в переделки, были случаи, когда заключенные нападали на начальников отрядов и убивали их, — продолжил он.

- Потом я стал заместителем начальника по кадрам в управлении исправительно-трудовых учреждений. После массовых межнациональных беспорядков в 90-х годах в Фергане был назначен начальником отделения кадров войсковой части спецназа.

В 1995 году Анатолий получил пенсию по выслуге, решил заняться коммерцией и перебрался в Хабаровск.

- Я занимался торговлей рыбой, создал филиал организации «Узрыба». Работал там до 1999 года. Это единственные 4 года, когда мы с женой были не вместе, она осталась с детьми в Фергане, - пояснил мне он.

А в 1999 году судьба снова забросила Анатолия в Иваново.

- Мне предложили должность коммерческого директора одного из строительных управлений треста «Ирсовхозстрой» в Иванове, которое я считаю своей второй родиной. Я согласился. Снял квартиру в Кохме, вызвал жену с детьми. В мае 2000 года они приехали, и с тех пор мы живем здесь, - рассказал мне Анатолий.

Сейчас он занимается общественной деятельностью.

- В 2009 году я создал общественную организацию — центрально-азиатский национальный культурный центр «Азия». Решил объединить моих земляков, которые живут здесь, - поделился он. — Мы активно участвуем в общественной жизни города, взяли шефство над детским домом. Я же сам детдомовец.

Анатолий и его супруга Татьяна прожили в браке уже 46 лет. У них двое детей и трое внуков. А в выходные, по его словам, за семейным столом в его доме собираются многочисленные родственники:

- Я угощаю их национальными блюдами. Это и плов, и шурпа, и манты. Я считаю, что секрет семейного счастья прост, он заключается в любви и верности. Надо любить свою жену, детей и все, что тебя окружает.

Елена САЛИЙ, Иваново

Источник: газета «Хронометр Иваново»