Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
banner1         antiter_internet - 200
Календарь событий
Доска объявлений
6712ebf1-8337-43f0-ae4a-09b4eeb48081 - 200    
 

«Национальное созвучие»

200_572b0169-efdd-4608-a949-4b885faaca10

Концерт хореографических коллективов ивановского
Центра «Элита».
В ИДН 26 мая в 12.00

Мини

И дольше века длится жизнь

«Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его». Эти строки принадлежат великому советскому, великому киргизскому писателю, классику мирового масштаба Чингизу Айтматову. Эти строки в полной мере можно отнести и к нему самому: Айтматов жив в сердцах и тех, кто знал его лично, и миллионов читателей во всех уголках земного шара. Душа, мысли и безграничный талант Чингиза Айтматова царили и в Ивановском доме национальностей на вечере, посвященном памяти мастера и его творчества.

12 декабря 1928 года в киргизском аиле Шекер родился мальчик Чингиз. Его отец, Торекул Айтматов, один из первых коммунистов среди киргизов, начинал свою деятельность партийный активистом, потом стал видным государственным деятелем в Киргизии. Мать Чингиза, Нагима Абдулвалиева, татарка по национальности, в молодости была комсомолкой, политработником в армии, а потом выступала на сцене местного театра. Большая поклонница литературы, она приучила детей к чтению, рассказывала о русской культуре. Но с младенчества Чингиз впитал и национальный дух киргизов. В семье говорили на двух языках, что позже отразилось в творчестве писателя.

Чингизу не исполнилось и десяти лет, когда арестовали, а потом репрессировали его отца. Во время войны в аиле не осталось взрослых мужчин, и 15-летний подросток стал секретарем сельсовета и решал взрослые проблемы всех местных жителей. Отучившись в школе 8 классов, Чингиз поступил в Джамбульский зоотехникум, а после выпуска в 1948 году – сельхозинститут во Фрунзе (ныне – Бишкек). На последних курсах вуза он начал писать очерки и заметки, которые публиковались в киргизской прессе.

По окончании института Чингиз три года работал по специальности в животноводческом опытном хозяйстве. Но ему хотелось писать, он продолжал заниматься журналистикой, пробовал себя как переводчик и в 1956 году уехал в Москву на Высшие литературные курсы. Первой серьезной публикацией Чингиза Айтматова стала маленькая повесть «Лицом к лицу», переведенная с киргизского языка и напечатанная в журнале «Октябрь» в 1958 году. Повесть о войне оказалась очень яркой, и творческая карьера Чингиза Айтматова быстро пошла в гору.

В том же году он опубликовал в «Новом мире» несколько рассказов и повесть «Джамиля», которая принесла своему автору сначала всесоюзную, а потом и мировую известность. Луи Арагон назвал это произведение самой трогательной из написанных современниками историй любви. Повесть на сегодняшний день является самым популярным произведением Чингиза Торекуловича на всех языках мира. Только на немецком языке она была переиздана уже 37 раз.

По своей первой специальности Чингиз Торекулович больше не работал. Он стал журналистом, а все свободное время отдавал творчеству. После «Джамили» были опубликованы повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963), сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую писатель получил Ленинскую Премию. Все эти произведения выходили одновременно по-русски и по-киргизски. Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию. Роман «Белый пароход» (1970) был опубликован на русском языке и на долгие годы стал одним из наиболее признанных произведений Чингиза Айтматова во всем мире, а экранизация романа была показана на международных кинофестивалях в Берлине и в Венеции.

Совместная работа Чингиза Айтматова с казахским автором Мухамеджановым «Восхождение на Фудзияму» (1973) до сих пор не сходит с театральных сцен Казахстана. За повесть «Ранние журавли» (1975) писатель получил киргизскую Премию имени Токтогула. В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пес, бегущий краем моря», которая позднее была также экранизирована немецкими и русскими кинематографистами. В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую Айтматов получил вторую Государственную Премию. Последним произведением, опубликованным в СССР, стал роман «Плаха» (1986). В постсоветское время были изданы «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). Последний роман Чингиза Айтматова – «Когда падают горы» («Вечная невеста») увидел свет в 2006 году. В общей сложности произведения Айтматова изданы тиражом свыше 60-ти миллионов экземпляров более чем в ста странах мира и переведены на 170 языков.

Чингиз Айтматов много и плодотворно занимался общественной деятельностью. Был депутатом Верховного Совета СССР и членом Президентского совета, входил в состав секретариатов Союза кинематографистов и Союза писателей. Именно Айтматов считается инициатором «Иссык-кульского форума», интеллектуального международного движения. Преуспел Чингиз Торекулович и на политическом поприще – с 1990 года являлся послом сначала СССР, потом России в Люксембурге, а с 1994 по 2006 год возглавлял Посольство Киргизии в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.

Чингиз Айтматов ушел из жизни в 2008 году в больнице немецкого Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен в пригороде Бишкека рядом с могилой отца.

Долгая, насыщенная и невероятно интересная жизнь великого писателя прошла перед глазами тех, кто собрался в Доме национальностей на вечере памяти творчества Чингиза Айтматова. Как оказалось, и среди наших земляков есть не только почитатели его таланта, но и люди, кому посчастливилось лично общаться с Чингизом Торекуловичем. В их числе, в частности, член Союза писателей России, кандидат искусствоведения Ян Бруштейн, бравший интервью у писателя и вспоминающий его как очень открытого и доброжелательного человека, истинного интеллектуала и философа. Встречался с Чингизом Айтматовым и директор Областной научной библиотеки Владимир Кашаев, который, по его словам, не мог не прийти на вечер, посвященный такому человеку. Пришел он не с пустыми руками, пополнив библиотеку Дома национальностей книгами киргизского писателя.

Кстати, книги автора, опубликованные в разные годы, были представлены на подготовленной специально к этому событию выставке. Здесь же можно было увидеть и подержать в руках изделия киргизского народного творчества. Их предоставила киргизская диаспора региона, которая наряду с Ивановским домом национальностей стала организатором вечера памяти. И, конечно же, неповторимая самобытная культура Кыргызстана, взрастившая своего гениального сына, стала лейтмотивом концерта, который прошел на сцене нашего Дома. В этой культуре, в танцах и песнях в исполнении молодых членов диаспоры – студентов ивановских вузов выражена вся древняя история кочевого народа, веками путешествовавшего по бескрайней степи, и, кажется, познавшего в этом бесконечном движении всю суть земного бытия.

Звучал в этот день стихи на киргизском и русском языках, в том числе и посвященные творчеству классика. Звучал и голос самого Чингиза Торекуловича, которого мы сегодня можем видеть и слышать благодаря кинодокументалистике. Зрители услышали также воспоминания президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, режиссера Андрона Кончаловского и других известных деятелей культуры, науки, политики разных стран, которые были знакомы с писателем. А те, кто не были, в первую очередь, люди среднего поколения, признаются, что выросли на его книгах, оказавших большое влияние на их мировоззрение. В частности, как сказал в своем приветственном слове к участникам вечера первый заместитель председателя Правительства Ивановской области Андрей Кабанов, он еще в молодости прочитал практически все произведения Айтматова и считает, что это художник планетарного масштаба, чье литературное наследие сопряжено с неизменными общечеловеческими нравственными ценностями, без наличия которых эволюция человечества немыслима.

«Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его». Сегодня, пока еще живы знавшие Чингиза Айтматова, живы выросшие на книгах Айтматова читатели – он тоже жив. Между тем, современная школьная программа по литературе не предусматривает изучение творчества этого писателя, и молодежь в подавляющем своем большинстве даже не слышала такого имени. Но забвение прошлого – это путь в никуда и для ныне живущих.

  • 80f2a590233d
  • DSC_0636
  • DSC_0858
  • DSC_0605
  • DSC_0606
  • DSC_0609
  • DSC_0616
  • DSC_0859
  • DSC_0607
  • DSC_0612
  • DSC_0638
  • DSC_0639
  • DSC_0645
  • DSC_0654
  • DSC_0661
  • DSC_0659
  • DSC_0668
  • DSC_0663
  • DSC_0667
  • DSC_0666
  • DSC_0674
  • DSC_0680
  • DSC_0695
  • DSC_0700
  • DSC_0703
  • DSC_0717
  • DSC_0729
  • DSC_0724
  • DSC_0679
  • DSC_0753
  • DSC_0739
  • DSC_0733
  • DSC_0756
  • DSC_0770
  • DSC_0776
  • DSC_0782
  • DSC_0757
  • DSC_0791
  • DSC_0796
  • DSC_0817
  • DSC_0824
  • DSC_0843
  • DSC_0759
  • DSC_0856
  • DSC_0633