Скрипка – один из самых изысканных и утонченных инструментов с чарующим тембром, похожим на человеческий голос. К ней часто применяют глаголы: «поет», «плачет». Наверное, ни один музыкальный инструмент не способен вызывать в душе человека большего волнения, чем скрипка… Интервью с известным ивановским скрипачом Хореном Гевондяном.
Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время. Остановимся и мы, чтобы познакомиться со скрипачом, живущим в нашем городе и играющим на струнах души своих слушателей.
Хорен Гевондян – композитор и исполнитель, лауреат первой степени всероссийских конкурсов композиторов и инструментальных исполнителей, обладатель медали за вклад в искусство Армении и России от президента Союза армян России А.А. Абрамяна.
- Вы джазовый или классический музыкант?
- Я себя считаю классическим музыкантом, так как я изначально обучен этому.
Но обстоятельства вынуждают играть и эстрадную, и этническую музыку, импровизировать, играть какие-то джазовые стандарты. Получается, что я универсал. А если учесть, сколько национальностей и разных мероприятий, приходиться адаптироваться под различные условия. Я точно универсал (смеётся).
- Много раз была на Ваших выступлениях и знаю, что вы умеете и не боитесь импровизировать. Вас этому учили или это что-то врождённое?
- Импровизация – это в большей степени состояние души, черта характера. Я свободолюбивый, могу принять только те замечания, которые будут продуктивными для меня. Все остальное мне принимать очень сложно.
Поэтому очень люблю джаз. Конечно, я не владею джазом в полной мере, но импровизирую под те гармонии, которые написаны композитором.
И в классике, бывает, меня заносит, и я, скажем так, немного перебарщиваю.
Мне предлагали обучаться джазовым стандартам. Но я считаю, что в данный момент и, учитывая нынешние обстоятельства, лучше усилить то, что есть.
- А сами преподаёте или планируете?
- Да, приходилось преподавать, но чаще уже взрослым людям, которые хотели освоить инструмент, как говорится, для себя. Но, столкнувшись с трудностями, они теряли желание заниматься.
Я хотел бы и планирую преподавать детям. Мне интересно работать с детьми.
- Скрипка к любому музыкальному жанру подходит? Или есть такие жанровые пространства, где скрипке не комфортно?
- По выводам исследователей, амплитудно-частотная характеристика скрипок знаменитых мастеров и человеческих голосов совпадают. Смотрите, где расположен инструмент у музыканта. Прямо у голосовых связок. Везде, где допустим вокал, допустима и скрипка.
В принципе, на любом инструменте можно играть любую музыку. Но как она будет звучать? На скрипке же можно играть и испанскую, и армянскую, и ирландскую, и японскую, и еврейскую, и русскую музыку, и так далее.
Она не просто так называется «королевой всех инструментов».
Скрипка – это чудо! Водите детей, пожалуйста, учиться играть на скрипке.
- Но скрипка – самый сложный инструмент. Почему так принято считать?
- Действительно, гораздо труднее научиться играть на скрипке, потому, что все инструменты состоят из одной части. Гитару, баян, саксофон и так далее держат двумя руками. В нашем случае две части: смычок и скрипка. Расположение рук не такое удобное, как на других инструментах, а свобода движений должна быть как в правой, так и в левой руке. То есть, при игре на скрипке необходима более скоординированная работа рук.
К тому же нет ладов, и маленькое продвижение пальца меняет тон. На других инструментах эта разница может быть неощутима. Рассчитывать можно только на музыкальный слух.
- Какова роль музыки в развитии ребёнка и в жизни человека?
- Колоссальная. Но не любая музыка развивает человека. Например, гангста рэп или трэшевый рок… не думаю, что могут развивать человека. Надо иметь очень слабый интеллект, чтобы такой музыкой наслаждаться. Я сам люблю и рэп, и рок, но эта музыка должна быть сладенькой, приятной на слух. Но опять-таки, эта музыка не помогает человеку развиваться. Развивает классическая, эстрадная, в меньшей степени джазовая. Но, в первую очередь, классика. Любая классика, не важно: Бах, Бетховен или Шуберт.
Давно уже были проведены испытания, что вода во время замерзания под разную музыку, по-разному кристаллизуется. Под классическую музыку получалась форма, похожая на цветок, а под рок изуродованная форма.
Вот сами судите, мы более чем на 60 процентов состоим из воды. Что мы скажем друг другу, что мы сделаем по отношению друг к другу, мы превратимся вот в эту форму. Будем слушать классику, будем одними людьми. Будем слушать отечественную эстрадную фонограмму, будем другими. 90 процентов – это фонограмщики, обманывающие людей. Конечно, у них бывают сольные концерты, но их очень мало, в основном это фонограмма. Увы, только малообразованные люди могут слушать нашу российскую, вот эту эстраду.
Есть хорошие музыканты, исполнители, но в основном, это кошмар.
Слушайте классику.
- Сколько времени в день надо выделять для занятий скрипкой?
- Смотря какая цель. Если вы планируете быть профессионалом мирового уровня, надо заниматься 7-9 часов в день. Всё зависит от индивидуальных особенностей ученика. Кому-то и пяти часов достаточно. Важно ещё и качество занятий, сосредоточенность, самоотдача.
Ицхаку Перлману, великому американскому скрипачу, задавали вопрос: «Сколько лет надо, чтобы научиться играть на скрипке»? И он отвечал: «К 90 годам ты научишься на ней играть». То есть, скрипка бесконечна, как космос.
Кстати, хочу напомнить, что учителем Ицхака был Иван Галамян. Так что да здравствует дружба народов (хохочет). Как бы армяне с евреями не конкурировали, так же друг другу и помогают.
- Вопрос для всех музыкантов. Музыка – международный универсальный язык. Как на нем договориться? Как музыка поможет сохранить мир?
- Это единственное, что может помирить все народы. Другого способа я не знаю. Потому, что музыка – это голос Бога.
Так что наш мир спасёт только музыка.
Нам надо просто молиться, вот и всё.
Записала Марина Голдин,
заместитель председателя
Еврейской национально-культурной автономии города Иваново