Меня всегда интересовала история моей страны Грузии, ведь это родина моих предков. Мои родственники до сих пор живут в пригороде Тбилиси
Когда-то Грузия, как и другие страны, входила в СССР и так же, как другие страны, входящие в состав тогдашнего Советского Союза, многих своих сыновей отправила на фронт. Для моего народа Великая Отечественная война была таким же тяжелым испытанием, как для русского, украинца, белоруса…
В 40-е годы на территории Грузии было сформировано несколько национальных грузинских дивизий, участвовавших в битве за Кавказ, в боях за освобождение Таманского полуострова, Крыма. Всего в войне участвовало около 700 тыс. человек из Грузии (пятая часть населения страны). 400 тысяч из них погибло.
Летом 1942 немецкие войска вышли к предгорьям Главного Кавказского хребта и попытались прорваться в Абхазию, но уже осенью 1942 были отброшены за Главный Кавказский хребет. Памяти павших на фронте солдат посвящено множество стихотворений.
Мне хотелось бы познакомить вас с произведением одного из моих соотечественников. Мне очень понравилось произведение Симона Чиковани «Сказанное во время бомбежки», но прежде чем приступить к анализу, мне бы хотелось рассказать об авторе этого замечательного произведения.
Симон Иванович Чиковани родился 27 декабря 1902 года в дворянской семье. Начал публиковаться в 1924 году, возглавлял литературную группу «Мемарцхенеоба» («Левый край»). Ираклий Андронников в своей книге «Я хочу рассказать вам…» пишет о Чиковани: «Каждый поэт проникает в суть предмета по-своему, по-своему рассекает предмет острым сравнением, соотнося новое впечатление со своим опытом, со своим видением. Через умение образно постигать суть вещей раскрывается и время, и личность поэта».
Чиковани – автор литературоведческих и критических работ о грузинской, русской, украинской, армянской литературах. Его стихотворения и поэмы есть в переводах Антокольского, Пастернака, Межирова, Ахмадулиной, Державина, Заболоцкого, Евтушенко, Тарковского и др. В годы Великой Отечественной войны Симон Чиковани создал ряд высокопатриотических произведений, вошедших в его сборник «Победа».
Стихотворение «Сказанное во время бомбежки» написано уже после Великой Отечественной войны в 1947 году. Одной из целей автора было показать, как человек меняется, когда испытывает ужас. Этот стих – своеобразное воспоминание о молитве, которую рассказчик извлек когда-то во время бомбежки.
Вначале он как бы возвышает себя над миром, используя при этом различные сравнения:
Ценой любви у вечности откуплен,
Я был изъят из тьмы, я был рожден.
Я — человек. Я — как поющий купол,
Округло и таинственно сложен.
И как бы насмехаясь над самим собой, «познавший мудрость, сведущий в искусствах» во время бомбежки перед лицом смерти рассказчик обращается к земле с мольбой:
– О, земля моя!
Даруй мне тень!
Пошли хоть малый кустик –
Простить меня и защитить меня!
Далее он дает описание той угрозы жизни, которая нависла над ним:
Там, в небесах, не склонный к проволочке,
Сияющий нацелен окуляр,
Чтобы вкусил я беззащитность точки,
Которой алчет перпендикуляр.
Ради своего спасения он даже готов отказаться от человеческого:
Я человек! И драгоценен пламень
В душе моей!
Но нет, я не хочу
Сиять заметно!
Я — алгетский камень!
О Господи, задуй во мне свечу!»
Его молитвы были услышаны:
И отдалился грохот равномерный,
И куст дышал. И я дышал под ним.
Немилосердный ангел современный
Побрезговал ничтожеством моим.
Автор сравнивает с «немилосердным ангелом современным» самолет, грозивший ему смертью строками:
Заплакал я, всему живому близкий,
Вздыхающий, трепещущий, живой.
О, высота моей молитвы низкой,
Я подтверждаю бедный лепет твой.
Рассказчик признает, насколько он беспомощен.
Я видел одинокое, большое
Свое лицо. Из этого огня себя я вынес,
Как дитя чужое, слегка напоминавшее меня.
Здесь он сравнивает свой страх и беспомощность со страхом и беспомощностью маленького ребенка.
Не за свое молился долговечье
В тот год, в тот час, в той темной тишине -
За чье-то золотое, человечье,
Случайно обитавшее во мне
И выжило оно. И над водою
Стоял я долго. Я устал тогда.
Мне стать хотелось облаком, звездою,
Алгетским камнем, чистым, как вода.
Эти образы (облако, звезда, алгетский камень) употребляются для того, чтобы показать нравственную чистоту и возвышенность. Именно с помощью этих слов автор противопоставляет конец и начало данного стихотворения. Симон Чиковани хочет показать, кем считал себя герой произведения в начале и кем стал в конце. Мы понимаем, что его истинной целью было возвысить душу, светлые человеческие качества. В последних строках Чиковани замечает что, несмотря на все испытания, которые пришлось перенести герою стихотворения, он сохраняет в себе эти черты, он остается человеком.
Инга Нариндошвили (8 класс МБОУ СОШ №65 города Иваново)
Научный руководитель – учитель высшей категории Н. Н. Прозорова