ИГТРК, сюжет от 19.09.2016
На берег турецкий вновь летят российские туристы. В том числе и жители Ивановского региона. Причем, несмотря на опасения и, откровенно говоря, страх после развала отношений между странами и попыткой госпереворота в Турции. Видимо, там, действительно, тепло и уютно, и пока россияне не в силах отказаться от популярного места отдыха. Для Ивановской области нормализация отношений между странами также была необходима.
Август. Кадры с первой встречи глав двух государств после временного раздора. Стороны договорились о возобновлении отношений и спустя буквально месяц вновь заговорили о товарообмене, туризме, турецком потоке и не только. Иными словам, эмоции в сторону, ведь в приоритете всегда решение вопросов национальной важности.
«Нормализация между нашими странами окажет благоприятное воздействие на политику каждой из них. Турецкое руководство поняло пределы игр в новый османизм, в попытки заигрывать с исламским фактором в политике и старается возвращаться к той политике. К духу той политики, с которой начиналась Турецкая республика в 20-е годы. Это политика добрососедства, дружбы», — говорит Дмитрий Полывянный, доктор исторических наук, профессор.
Разрыв отношений между странами, в первую очередь, отразился в туризме. Турция потеряла миллиарды из-за отсутствия российских туристов на курортах, а наша страна, откровенно, дешевые места отдыха. Асель Пирназарова часто отпуск проводит именно в Турции. По ее словам, это хорошее соотношение цены и качества. Но в этом году из-за прекращения отношений двух стран пришлось искать другие места отдыха.
«Было расстройство, потому что я в том году летала. Мне понравилось. В ближайшее время хотелось полететь. Тур был закрыт. То мы с подругой планировали другое курортное место», — говорит Асель Пирназарова.
Но девушке повезло. В конце августа Президент России подписал постановление о возобновлении чартеров в Турцию. На первые же рейсы раскупили все билеты. И буквально сразу туроператоры вновь стали предлагать путевки на берег турецкий, но пока там аншлага нет.
«Прошлогодних объемов пока достичь сложно, потому что у людей пока есть опасения, да и у всех спланирован отпуск. Довольно поздно открыли Турцию. Люди многие просто не успели сориентироваться в ситуации. А так появились туристы. Почти ежедневно отправляем по несколько человек в Турцию», — говорит Алексей Рыжов, представитель турагентства.
Среди них и наша героиня Асель Пирназарова. Узнав об открытии турецкого берега, с подругой решили рискнуть отдохнуть в средиземноморском курортном центре. Кстати, буквально на днях вернулись. Девушка уверяет, Турции бояться не стоит.
«Безопасно. Мы прилетели в аэропорт. Там был жесткий контроль. Ни так, как в том году. Ожесточённость была какая-то. Когда ходили по городу, то не было момента, что ты чего-то боишься. Турки гостеприимный народ. Люди, которые прилетали в третий, четвертый раз не пожалели, что прилетели», — говорит Асель Пирназарова.
Конфликт Москвы и Анкары незначительно, но все же отразился на предприятиях турецких бизнесменов. Оказывается, таких в Ивановской области несколько. В основном, они занимаются химической и текстильной промышленностью. Мехмет Акйол два года назад открыл в Фурманове фабрику по производству трикотажа. Его предприятие обеспечило городу около 500 рабочих мест. А производит турецкая фабрика более 700 тонн трикотажа в месяц. Это самый высокий показатель в регионе.
«Сейчас 500 человек работает. Еще двести будет. Расширяем и расширяем. У нас продукция хорошая. По всей России продаем. 100% хлопка работаем», — говорит Мехмет Акйол, владелец фабрики.
Дешевое сырье в России найти почти невозможно, рассказывает турецкий бизнесмен. Из-за разрыва отношений между странами регулярные поставки пряжи из Турции пришлось приостановить. Оперативно руководителям фабрики пришлось искать партнеров в других странах. Договорились с поставкой из Индии, Узбекистана, но, по словам Мехмета, доставка из Турции хлопковых нитей для производства трикотажа была значительно быстрее и дешевле.
«Это было очень неприятно. Было очень сложное время для нас. Слава Богу, у нас отношения не испортились. Сейчас, дай Бог, мы надеемся, будет еще лучше, чем раньше было. Мы за это очень рады. И люди довольны. И рады очень. Мы надеемся, что оба президента будут решать все проблемы. И лучше, чем раньше было. Мы надеемся и ждем», — говорит Мехмет Акйол.
С аналогичной проблемой столкнулся еще один турецкий бизнесмен: Сади Озтюрк производит специальные жидкости для швейных машин. Во время санкций его грузы не пропускала таможня, поэтому приходилось отправлять машины в Турцию транзитом через другие страны.
«Когда кризис начался, хотел отправить в Турцию фуру, а фур не было. Я ждал полтора месяца. Две страны знают друг друга очень хорошо. Им надо хорошие отношения. Для России Турция нужна, потому что Турция, как сказать, Россия для нее хороший импортер. Они рядом. Хороший бизнес», — говорит Сади Озтюрк, бизнесмен.
Безусловно, нормализация отношений между странами благоприятно повлияет на экономику и Ивановского региона. Турция входит в пятерку основных торговых партнеров Ивановской области. Судя по цифрам, разрыв отношений сократил товарооборот между странами почти в три раза. Наш регион экспортирует в Турцию органические соединения, древесину и различные измерительные и оптические аппараты. А мы импортируем текстильные материалы, мебель, а также изделия из цветных металлов.
«Предприятие новое с новыми технологиями. Достаточно амбициозные. Быстро развивающиеся. Мы всячески приветствуем, чтобы эти товары к нам не завозились, не импортировались, а чтобы они у нас производились на территории региона, тем самым давая нам новые рабочие места, новые инвестиции, людям заработную плату», — говорит Александр Лодышкин, директор областного департамента экономического развития и торговли.
Ивановская область и Турция сотрудничают уже более 20 лет. Зарубежные инвесторы все активнее находят наш регион привлекательным для ведения бизнеса. Это подтверждает визит в область посла Турции полтора года назад. Тогда иностранный дипломат всерьез предложил еще более тесное сотрудничество. Но разрыв отношений между нашими странами явно не пошел на пользу. И не удивительно, если теперь диалог придется начинать заново.