Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
banner1         antiter_internet - 200
Календарь событий
Доска объявлений

ИВАНОВО
город многих культур

A1 - 200

Выставки в ИДН, посвященные культуре разных народов.
С 6 по 30 ноября по будням,
вход свободный

Мини

ПОМНИ ИМЯ СВОЁ….

« …и расскажи сыну своему и сыну сына твоего…»
Дварим 4:10)

Как известно, 1 ноября 2005 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла историческую резолюцию №69/7 «Память о Холокосте» и учредила Международный день памяти жертв Холокоста: 27 января – день освобождения концлагеря Освенцим советскими войсками.

Идею провозглашения 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста выдвинул Совет Европы в 2002 году. В ее основе лежало положение Декларации международного форума по Холокосту, который проходил ровно 10 лет назад в Стокгольме. Руководители 45 стран мира взяли на себя обязательство «развивать разные формы увековечения памяти жертв Катастрофы, включая ежегодный день памяти жертв Холокоста». Как писала европейская пресса: «Холокост выпустили из гетто», «С этого времени Холокост перестал принадлежать только евреям».

412 августа 2005 года представители Австралии, Израиля, Канады, Российской Федерации и США обратились к Генеральному секретарю ООН с предложением включить в повестку дня 60-ой сессии ГА ООН пункт «Память о Холокосте». Десять месяцев подготовительной работы, два дня обсуждения, страстная речь израильского посла в ООН Дана Гиллермана, который представлял резолюцию (спустя лишь неделю после того, как иранский президент Махмуд Ахмадинеджад призвал стереть Израиль с карты мира) и резолюция «Память о Холокосте», поддержанная 104 странами мира (включая 8 мусульманских стран), была единогласно принята.

О Холокосте будут знать, и помнить все люди Земли. Он стал частью системы ценностей демократического мира.

В резолюции «Память о Холокосте» подчеркивается, что «Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейства и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость».

5В ней отвергается «любое отрицание Холокоста – будь то полное или частичное – как историческое событие», безоговорочно осуждаются «любые проявления религиозной нетерпимости, подстрекательства, преследования или насилия в отношении отдельных лиц или общин, обусловленные этническим происхождением или религиозными верованиями, где бы они ни имели место».

В Освенциме-Биркенау было уничтожено (по разным подсчетам) от полутора до двух миллионов человек более чем из 20 стран: 150 тысяч поляков, 23 тысячи синти и рома, 15 тысяч советских военнопленных и около 25 тысяч граждан других национальностей. Но больше всех было евреев – 1 миллион 100 тысяч человек. Из десяти уничтоженных здесь девять были евреями. И среди них дети – 220 тысяч еврейских девочек и мальчиков. 11 тысяч цыганских, несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских.

Один из освободителей Освенцима, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Василий Яковлевич Петренко вспоминает: «Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза, руки как плети, тоненькие ножки, голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих детей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…».

6В той страшной кровавой войне – в Холокосте – еврейский народ потерял 6 миллионов своих сынов и дочерей (это больше чем все еврейское население Израиля). Треть еврейского населения планеты, две трети еврейского населения Европы, в том числе полтора миллиона детей, были жестоко убиты. Целая цивилизация, внесшая чрезвычайно огромный вклад в культурное и интеллектуальное наследие Европы и всего мира, была растоптана, разрушена и уничтожена.

Для уничтожения евреев на нашей земле применялись не только массовые расстрелы (десятки тысяч людей были убиты в течение одного дня в Киеве и Виннице, Симферополе, Риге, Бердичеве и Харькове), но и поистине изуверские средства. Евреев топили в Днестре и Южном Буге, сжигали в синагогах, замуровывали в каменоломнях Одессы, живыми сбрасывали в угольные шахты Донбасса, зловещие машины-душегубки, в которых убивали выхлопными газами, были опробованы на наших евреях. Сотни тысяч людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом.

Только немногие смогли пройти через эти страшные испытания, через этот ад на земле. Их чувство облегчения в момент освобождения было смешано с неизбежным осознанием ужасной судьбы, постигшей бесчисленное количество тех узников нацизма, которых уже нельзя было спасти. «К радости наступления свободы, – писал Примо Леви, бывший узник Освенцима, отразивший в литературе драму Холокоста, – примешивалось болезненное ощущение стыда… и страдания, потому что мы чувствовали, что свобода – это иллюзия, и с этого момента никогда не случится ничего доброго и чистого, что заставило бы нас стереть прошлое и предать забвению незаживаемые шрамы от нанесенных нам обид».

11С тех пор прошло много лет. И все эти годы мы с болью и печалью, пытаемся понять, как эта беспрецедентная трагедия стала возможной? Почему мир не смог предотвратить Холокост и другие зверства, совершенные впоследствии? Как мы можем сохранить память о Холокосте, чтобы предотвратить нечто подобное в будущем? Извлекли ли люди уроки из прошлого. И, если одни могут с бесстыдством и ненавистью призывать ко второму холокосту и предлагать, чтобы Израиль – родина евреев, был стерт с лица земли, а другие в нерешительности колеблются, стоит ли категорически осудить такого рода высказывания, становится ясно, что не все еще извлекли уроки из Холокоста. Вопросы, вопросы, вопросы…

Мы и будущие поколения еще долго будем искать ответы на эти сложные вопросы, которые оставила нам Катастрофа.

Находясь до сих пор в ее тени, в этот день мы воздаем дань памяти шести миллионам евреев, убитых немецкими палачами и их пособниками, всем жертвам нацистского режима и склоняем головы в глубокой скорби. Самая большая дань уважения жертвам Холокоста – сделать так, чтобы мы никогда не забыли о них, чтобы грядущие поколения навсегда запомнили это величайшее преступлении и извлекли из этого важные уроки. Мы выражаем уважение всем выжившим в годы Холокоста, которые прошли через все ужасы гетто и концлагерей, которые были обречены на гибель, но сопротивлялись, боролись за свое существование, сохранили человеческий облик и победили смерть.

11_1Проходят годы, меняются ценности, но вечным останется наше чувство глубокой благодарности к тем, кто порой ценой своей жизни отстоял нашу свободу.

Отход от сложившихся ясных исторических и нравственных критериев оценки фашизма, снос памятников борцам с нацизмом при одновременном возведении монументов тем, кто воевал в годы войны на стороне гитлеровцев, награждение их правительственными наградами, проведение парадов и шествий последователей фашистской идеологии и агрессивного национализма, основанного на этнической ненависти, оскорбляют память миллионов жертв нацизма. Главный урок Холокоста состоит в том, что ни одна идея (какой бы великой она не казалась) не стоит того, чтобы во имя ее проливалась кровь невинных людей.

Мы никогда не забудем и Праведников народов мира, которые, рискуя жизнью, а порой и жертвуя ею, спасали евреев. Когда на планете бушевала война, когда миллионы людей ожесточались, теряя облик человеческий в море ненависти, равнодушия и бесчувствия, несмотря на опасности и тяжелые испытания, часто преодолевая и предубеждения окружающих, делали все для помощи и спасения людей, оказавшихся изгоями на своей родине. «Они не только спасали жизни, но и сохраняли мир Божий вокруг себя. Они помогли выдержать испытание на человечность своим близким, своим соседям, своим друзьям. И, в конечном счете, именно такие люди, осветившие мир светом своих душ, позволили ему оправиться после той страшной войны».

12Еврейский народ нарек этих благородных людей «хасидей умот аолам» – «Праведниками народов мира». По состоянию на 1 января 2008 года праведниками мира признаны 22 216 человека в 44 странах мира.

Холокост – вечная боль человечества. Он на все времена изменил мир, оставив глубокие шрамы в истории и памяти. Это часть нашей общей человеческой трагедии. И ответственности.

Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. Холокост стал для нас горьким уроком того, что антисемитизм и фашизм – это одно и тоже явление, и ростки его надо уничтожать на корню. Это обязательство не только перед еврейским народом, но и перед всеми другими, кому угрожает или может угрожать такая же судьба. Потому что, как это показал и Холокост, хотя евреи могут быть первыми жертвами антисемитской ненависти, они редко оказываются последними жертвами.

Напоминание об этом может послужить предостережением о том, что мы должны всегда быть начеку, дабы не пропустить предупредительных знаков новой беды. И мы должны дать отпор безумным фанатикам и изуверам, кем бы они не являлись, которые отрицают Катастрофу. Во имя будущего мы обязаны помнить о Холокосте.

15Время идет, и мы стоим на пороге момента, когда это трагическое событие превратится из памяти в историю. Как отмечается в Послании Генерального секретаря ООН по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января 2010 года: «Люди, пережившие Холокост, будут с нами не вечно. Но память о том, что они пережили, должна оставаться с нами. Мы должны сохранить то, о чем они нам поведали, в памятниках, в учебниках – и прежде всего в своем решительном стремлении предотвратить геноцид и другие тяжкие преступления».

Выполнить библейский завет: «Только постарайся уберечь душу свою от забвения вещей, что увидели глаза твои, дабы не покинули они сердце во все дни жизни твоей. И должен ты рассказать об этом своим детям и детям твоих детей (Дварим 4:9-10) – наш долг перед прошлым и наше обязательство по отношению к будущему.

Рассказывая, мы исполняем (пусть лишь в меру наших слабых возможностей) последнюю волю безвинно погибших, которые верили, что кто-нибудь уцелеет и поведает миру правду, что души их будут спасены и смерть окажется не напрасной, если их последняя воля будет исполнена.

Безымянный

И если сегодня мы сохраним и передадим «долг памяти», которая порождает действие и является необходимым бастионом в борьбе с искушением забвения, и если сегодня мы сохраним и передадим «долг солидарности», о котором Эли Визель сказал, что «мы никогда не страдаем в одиночку, но мы всегда страдаем с теми, кто страдает из-за наших страданий», с нами останется и станет еще более актуальным в будущем «долг просвещения» грядущих поколений о важности защиты достоинства и ценности каждой человеческой личности, вне зависимости от расы или религиозных убеждений.

Вот почему Генеральная Ассамблея ООН в резолюции «Память Холокоста» призвала все государства «разработать просветительские программы, благодаря которым уроки Холокоста всегда будут в памяти будущих поколений и которые помогут предотвратить будущие акты геноцида».

Ивановская еврейская община участвует в этом процессе на протяжении вот уже 20-ти лет, рассказывает о Холокосте, проводит в школах открытые уроки о Холокосте. Это и Вечера Памяти, и театрализованные постановки, и художественно-поэтические мемориальные композиции, книжные и фотовыставки выставки о Холокосте. Это маленькая частичка той работы, которая помогает напоминать людям о жестокости последствий ЧЕЛОВЕКАНЕНАВИСТНИЧЕСТВА. Мы очень благодарны школам № 18 и 36 города Иванова, ансамблю «Колибри» из Приволжска, которые нам помогают в этом сложном процессе.

18Сегодня, в Международный день памяти жертв Холокоста, не забывая о вине преступников и их соучастников, не умаляя страдания жертв и не отменяя скорбь во имя душ ушедших и ради наших собственных, мы еще раз должны подтвердить наше желание отстаивать человеческое достоинство для всех, утверждать жизнь, а не смерть, вселять надежду, а не отчаяние, преграждать насилие и благословлять свободу, справедливость и мир.

Маргарита Шнир,
председатель Еврейской общины города Иванова
27 января 2015 года