Карта социальных проектов
религиозных организаций Ивановской области
banner1         antiter_internet - 200
Календарь событий
Доска объявлений

«Балканский мост. Иваново-2024»

bm_2024_3 - 200

Серия мероприятий, посвященных
российско-балканскому сотрудничеству.
22-23 апреля в ИДН и ИвГУ 


Искусство Балкан

WhatsApp Image 2024-04-19 at 11.55.59 - 200

Выставка одной картины сербской художницы Весны Симич и концерт русско-сербской певицы Ольги Масальской.
В ИДН 22 апреля в 16.00 и 17.00

OM - 200

220

Если б я была не дочь России…

Женский взгляд на войну в лирических произведениях Юлии Друниной и Анны Ахматовой

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Война … Сколько боли, горечи, ненависти, мучений, ужаса содержится в одном маленьком слове. К сожалению, военная тема актуальная и в наше время, и сейчас на планете много «горячих точек», где гремят выстрелы, рвутся снаряды и гибнут люди.

Война – «противное человеческому разуму событие», а те, кто развязывает войну, совершают преступление против самой жизни. За свободу и независимость своей Родины, за жизнь на Земле в схватку с фашизмом вступил наш народ в 1941 – 1945 гг.

127863Это была самая жестокая и кровопролитная в истории человечества война. Наш народ совершил подвиг, освободив от фашизма не только свою страну, но и пол-Европы. Великая Отечественная война – священная, народная война, все поднялись на защиту Родины. Наравне с мужчинами сражались женщины и дети. Женщина и война – несовместимые понятия. Женщина создана для продолжения жизни. Она является олицетворением любви и красоты. Но когда враг топчет сапогами родную землю, она не может быть в стороне. Прочувствовать трагедию, которую пережил наш народ, понять, «какою ценой завоевано счастье» победы помогают произведения Юлии Друниной и Анны Ахматовой.

Целью данной работы является анализ поэтических произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны женщинами – поэтами, рассмотрение стихотворений на разных языковых уровнях в единстве формы и содержания, определение особенностей женского взгляда на войну, исследование возможностей лингвистического анализа как одного из методов анализа лирических произведений.

Ахматова
Анна Ахматова

Принципы лингвистического анализа поэтического текста были рассмотрены в трудах известных отечественных ученых-языковедов В. В. Виноградова, Ю. М. Лотмана и других.

Друнина
Юлия Друнина

Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значений различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. При лингвистическом анализе возможны разные методы (текстовое комментирование, эксперимент, разложение текста на уровни). Метод разложения текста на уровни предполагает рассмотрение текста как системы, в которой все уровни от фонетического до синтаксического ориентированы на выявление авторской задачи. Это позволяет приблизиться к авторской идее. Обратимся к анализу стихотворений, используя этот метод.

Анализ языковых средств разных уровней помогает понять мысли и чувства лирической героини, определить главную мысль стихотворения: война – зло, трагедия, преступление против жизни, она не проходит бесследно, память о погибших всегда будет тревожить живых.

PTtvwd8Великая Отечественная война – священная война за свободу и независимость Родины. Защитники Отечества от врагов – герои. Народ-герой спас нашу землю от фашизма. Об этом стихотворение Анны Ахматовой «Клятва». Оно написано в 1941 году. Его название полно и глубоко отражает его смысл. Клятва – это торжественное обещание, уверение в чем-либо, подкрепленное упоминанием чего-либо священного для того, кто уверяет, обещает.

И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Лирическая героиня этого стихотворения от лица всего народа обещает потомкам и предкам: русские люди никогда не покорятся врагу. Такая клятва помогает людям собрать все силы на борьбу с врагом, переплавить «боль в силу», она священна, ее не нарушить никому. Торжественность звучания стихотворения достигается благодаря использованию побудительного предложения, которое является развернутой метафорой («Пусть боль свою в силу она переплавит»).

2140908-5988-recИспользование сложноподчиненного предложения с придаточным местоименно-определительным необходимо автору, чтобы в обобщенном виде сказать о каждой русской женщине: матери, дочери, сестре, жене, невесте, провожающей на фронт того, кого она любит. Основное значение придаточного изъяснительного с союзом что – сообщение о факте, в истинности которого говорящий не сомневается, это усиливает лексический повтор слова «клянемся». Анализ синтаксиса и лексики этого стихотворения помогает определить его главную мысль: в 4 строчках этого стихотворения как бы сконцентрированы чувства всего народа, готового выстоять и победить в войне с фашизмом.

Ярким примером мужества, стойкости женщины в годы войны является поэзия Юлии Друниной. Семнадцатилетняя поэтесса прошла дорогами Великой Отечественной войны, знала о ней не понаслышке, служила в добровольной санитарной дружине в качестве санитарки. Опыт войны лег в основу ее творчества. Своеобразие стихов Друниной – в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина приносит не только свое мужество и терпение, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством.

Основная тема стихотворений Юлии Друниной – фронтовая юность со всем ее неустройством («ознобные могилы-блиндажи», «окопная тоска» и т. п.) и горячим патриотизмом, пылкостью первой любви и невозвратимыми утратами, самоотверженностью дружбы и силой сострадания. Из наиболее ярких стихотворений поэтессы о ВОВ, на мой взгляд, является патриотическое стихотворение «И откуда вдруг берутся силы», написанное в 1961 году. Обратимся к приему лингвистического комментирования, анализируя текст этого стихотворения.

СанитаркаСтихотворение начинается с риторического вопроса, в котором выражается тревожное состояние души лирической героини:

И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?

Наречие со значением цвета образовано повтором корня – черн -; черный цвет – цвет траура, скорби, тяжелых, мрачных чувств, горя, войны. Это состояние человека, узнавшего ужас войны. Наречие вдруг подчеркивает неожиданность другого состояния- подъема духовных и физических сил.

Ответом на риторический вопрос является СПП с придаточным условия, а два глагола в условном наклонении показывают читателю, что главной причиной стойкости лирической героини является любовь к родине, которая помогает не падать духом в годы страшных испытаний:

Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,

112792981_large_vatnic2Высокое гражданское чувство заключается в метафоре «дочь России». Фразеологизм «опустить руки» несет важную смысловую нагрузку: сдаться, утратить веру, смириться, потерпеть поражение. Использование повтора этого фразеологизма, передает трагизм ситуации – испытание человека войной:

Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.

Определенно-личное предложение «Помнишь?» позволяет включить в стихотворение читателя, создать ситуацию откровенного разговора с ним. Это вопрос-обращение не только к тем людям, которые прошли испытание войной, но и к тем, кто должен знать о ней правду. Друнина вспоминает о тяжелом периоде войны – отступление наших войск, оборона Москвы:

Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.

0_f3de7_d070276d_LСравнительный оборот и метафора усиливают переживания героини за судьбу столицы.

9Ряд односоставных назывных предложений, как кадры военной киносъемки, помогают увидеть главное, поэтесса подбирает ключевые слова для описания того страшного времени:


Похоронки,

Раны,
Пепелища…

Обращение к памяти: Душу мне войной не рви – это яркая метафора, которая подчеркивает, какой трагедией является война для человека, даже спустя годы она бередит раны, тревожит душу, но она стала и временем высокого патриотизма: эпитеты «чище, острее» передают огромную любовь лирической героини к родной земле:

Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.

0009-018-I-vot-on-snova-prozvuchal-v-lesu-prifrontovomЛюбовь к родине объединяет людей, даёт им силы выстоять и победить. Усилительная частица лишь и метонимия «посреди ревущего огня» помогают понять главную мысль стихотворения: любовь к родине – главное условие победы.

Стихотворение заканчивается СПП с придаточным условия, в котором повтор глагола верить в условном наклонении подчеркивает единство всего народа России, победившего в этой войне

Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

Таким образом, вера в Россию, в победу, любовь к родине дают силы пережить страшные, трагические испытания войны.

БезымянныйСтихи Юлии Друниной читаются сердцем и душой. Удивительно, как самыми простыми словами передаются самые сокровенные чувства, и кажется, что автор говорит и от твоего имени тоже, настолько это близко читателю.

«У войны много лиц, и одно из них – женское», – так писал В. Некрасов о женщинах на войне. Стихотворения А. Ахматовой, Ю. Друниной – художественная правда о войне, о мужестве, стойкости, любви к Родине, о единстве нашего народа, освободившего свою землю от врагов. Лингвистический анализ стихотворений позволил не только глубоко проникнуть в замысел автора, но и убедиться в неразрывной связи всех уровней языка, рассмотреть текст в единстве формы и содержания, понять его главную мысль.

Карина Аперян (10 класс, МБОУ лицей № 33)
Научный руководитель – учитель высшей категории Т. Б. Пупышева