Завершился III Медиафорум этнических и региональных средств массовой информации. Он состоялся в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Москве 25 ноября.
Мероприятие посетили более 350 участников из 57 регионов России, в том числе 200 представителей СМИ из 151 федеральных и региональных информационных агентств, печатных изданий, радиостанций и телевизионных компаний. Участники форума обсудили этнический аспект реабилитации понятия патриотизма в современных медиа.
Как подчеркнул на открытии форума руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков, в столице проживают представители более 160 национальностей, и для властей города вопрос национальной политики имеет особое значение.
«Нам важно понять, что происходит в регионах по различным направлениям, потому что тема национальной политики очень актуальная и очень тонкая. И хотя сегодня у нас участвуют 57 субъектов РФ, мы надеемся, что с каждым годом все больше и больше желающих журналистов будут приезжать сюда в Москву для того, чтобы поделиться своим опытом. В то же время нам бы хотелось, чтобы и опыт Москвы, и те мероприятия, которые проходят в нашей столице, получили освещение в региональных СМИ. Так что Медиафорум – это проект, который помогает всем и позволяет обмениваться опытом, накопленным и регионах, и в столице», – сказал он.
Директор Московского дома национальностей Владимир Тарасов призвал журналистов, освещающих этническую тематику, уделять больше внимания деятельности домов дружбы и домов национальностей.
«Московский дом национальностей существует уже 20 лет, и в прошлом году мы провели совместно с национально-культурными объединениями более 800 мероприятий. И то, что об этом пишут наши лучшие журналисты, позволяет людям, живущим в Москве, лучше узнать друг друга. А чем больше мы будем знать друг о друге, тем спокойнее будет жизнь в нашем городе», – отметил он.
Работа форума была поделена на три тематические площадки. Посетители дискуссионных площадок поговорили об отличии регионального патриотизма от местечкового национализма, освещении патриотической тематики в детских и молодежных СМИ, а также о патриотизме в блогосфере и соцсетях.
«Тема реабилитации патриотизма, которую мы выбрали в этом году, с одной стороны, очевидная – о чем еще говорить в канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Но одновременно она очень непростая. Мы вступаем в Год памяти и славы, он охватит абсолютно все регионы страны, запланировано более 10 тысяч мероприятий. И для нас очень важно, чтобы эти мероприятия не были формальными. Чтобы вновь не получилось так, что мы вспоминаем об этой фантастической вехе в нашей истории один раз в году – 9 мая», – заявила президент Гильдии межэтнической журналистики, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Маргарита Лянге.
По ее словам, в последнее время на фоне общего переизбытка и обесценивания информации происходит подмена понятий, люди все чаще подчеркивают роль того или иного этноса и именно его заслуги в победе. При этом само понятие патриотизма порой вызывает агрессию, поскольку воспринимается в политическом контексте. По мнению Лянге, это говорит о том, что «что-то было сделано неправильно, в том числе и нами, если в обществе есть такая проблема».
По мнению участников форума, для решения обозначенных проблем необходимо корректировать государственную информационную политику, а представителям СМИ в большей степени фокусироваться на позитивных историях и активнее использовать современные медиаканалы для коммуникации с молодежью.
«В регионах происходит много хорошего, и местные журналисты прекрасно рассказывают об этом, но надо это продвигать. И мы постоянно говорим на площадке Общественной палаты, что должен быть госзаказ на хорошее, потому что дорого производить качественный продукт в регионах. Но здесь важно не просто раздавать гранты, а через современные каналы коммуникации, в интересной, завлекательной форме продвигать эту тематику», – подчеркнул председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Как полагает декан факультета журналистки МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова, в любой стране СМИ должны опираться на силы национального влияния, которые определяют медиасистему – географию, геополитику демографию, культурно-этнический фактор. И в этом смысле государство, выступая одним из важнейших игроков на рынке медиа, должно формировать свою госполитику. «Воспитание патриотизма – это сложная и не очень явная работа, которая требует комплексного, четкого объединения усилий, чтобы нужный тип контента оказывался у молодого человека в нужное время и в нужном месте. Но, выдавая гранты, нужно получать реакцию аудитории, а не просто наполнение среды», – заявила она.
По итогам Медиафорума участники решили сформировать в рамках журналистского сообщества группу экспертов, члены которой смогут оперативно реагировать на запросы и проблемы и выступать независимыми медиаторами в разрешении конфликтных ситуаций как в межнациональных вопросах, так и в сфере взаимодействия властей и СМИ в регионах России. Также была достигнута договоренность о создании единого ресурса, позволяющего обмениваться опытом, делиться лучшими практиками и продвигать наиболее успешные инициативы НКО на федеральный уровень.
Подводя итоги Медиафорума, Маргарита Лянге отметила, что решение задач, поставленных в рамках мероприятия, возможно только при совместной работе представителей СМИ, государственных структур и некоммерческих организаций.
«Мы все должны постараться. И НКО со своими интересными акциями, и СМИ, потому что мы обязаны найти какие-то неформальные подходы – через личные истории, через какие-то мультимедийные, может быть, даже развлекательные вещи, чтобы донести правду и возродить доброе, нормальное отношение к понятию патриотизма. Со стороны власти мы ждем, что она не будет финансировать недостойные акции и проекты, которые делаются только для галочки. Мне кажется, вместе мы способны изменить ситуацию!», — заключила она.