Телекомпания «Барс», 28.01.2020
Память десятков тысяч погибших почтили в понедельник в Международный день памяти жертв холокоста евреи области. По приглашению в Иваново из Владимира приехал один из немногих выживших узников рижского лагеря. Иосифу Длинсу 92 года, и он согласился рассказать, как ему удалось пережить те жуткие события. Подробности в репортаже Марина Зениной.
Немецкие войска пришли в Ригу летом 1941-го. Иосифу Лейбовичу тогда было 12 лет. Он закончил пять классов. Солдаты вермахта сгоняли всех, кто хоть отдаленно напоминал лиц еврейской национальности, в синагогу.
Иосиф Длинс: «Пришел на подмогу танк немецкий, он как начал гусениц гонять, крутить, все разбежались, в это время облили бензином и заживо сожгли, там полная синагога забита была».
Оставшихся евреев собрали в одном районе города за колючей проволокой. В малом гетто жили мужчины, которые могли работать. Иосифа с матерью и братьями отправили в большое гетто. По словам бывшего узника, там люди были готовы есть землю. Не прошло и двух месяцев, как улицы начали зачищать. Прячась на чердаке у соседей вместе с другими подростками, Иосиф наблюдал, как его родных уводят на расстрел. Тех, кто замешкался, убивали на месте. Пришла и его очередь. Вместе с остальными мальчик встал в длинную колонну. Выжить ему помог сосед по двору, латыш, который служил у немцев охранником.
Иосиф Длинс: «И я как-то шел сбоку, он меня как схватил вот, и меня вот так поднял, потом меня отпустил, потому он меня отпустил и в этот двор меня как толкнул. И он, значит, раз винтовку, раз винтовку, два или три раза кверху, и он вышел, а я в это время вскочил, хотел уже бежать, и кто-то мне там крикнул».
Шесть дней Иосиф голодал и прятался недалеко от ворот малого гетто. Чудом ему удалось смешаться с толпой мужчин, когда они возвращались с работ. Подростку расшиб голову и перебил ребра немецкий охранник.
«Два, может, три дня, я не помню, в коме лежал. Это заклеено у меня было, у меня и сейчас вот яма в голове, пробито было все».
Еду с больным делили другие арестанты. Через месяц он оправился и начал рыть траншеи в городе вместе со всеми. Мальчика узнала мамина подруга, латышка. Она посоветовала Иосифу найти дыру под забором. Когда стемнело, подросток пробежал мимо сторожевых вышек и выбрался.
«Пролез, и она меня в тележку положила, телегу, и тряпками покрыла, и поехали через город, увезла на хутор».
Долгое время Иосифа прятали латышские семьи. За линию фронта ему с другими подростками также помог пробраться латыш. Иосиф доехал до Москвы и Владимирской области. День Победы он помнит хорошо, 5 мая 1945-го ему исполнилось семнадцать. Юноша с друзьями возвращался из Мурома, о победе услышал на вокзале, неожиданно грянули залпы.
Иосиф Длинс: «Стоят эшелоны военные, и вот с автоматов стреляют кверху: «Победа, победа, победа!». Всех отпустили с работ, все кричат: «Победа, победа!». Старички стоят, их хватают, поднимают: «Победа, победа», они даже пороху-то не нюхали».
Иосиф Лейбович закончил ремесленное училище и пятьдесят лет проработал на тракторном заводе во Владимире. Там познакомился с супругой. У них родились две дочери. Найти своих родственников, переживших войну, бывшему узнику так и не удалось. Имя Иосифа Длинса есть в списках расстрелянных в Румбульском лесу.
Марина Зенина, Кирилл Маршов, телекомпания «Барс»