Сплести пояс со славянским орнаментом, выточить деревянного солдатика, разукрасить платок, слепить игрушку из глины, а также попробовать свои силы в других народных промыслах можно было на Празднике традиционных русских ремесел, который прошел вчера в ивановском Храме преподобного Сергия Радонежского и был приурочен к Успению Пресвятой Богородицы.
Чтобы показать свое искусство, здесь собрались умельцы из Ярославской, Московской областей, Пермского края, и, конечно, из нашего региона. Причем, не только показать: праздник проходил в формате мастер-классов, где каждый желающий мог получить навыки понравившегося ему ремесла. И, судя по ажиотажу на всех площадках, определиться с предпочтениями оказалось нелегко – до того все оказалось интересно. Более того, многие из прихожан храма, пришедшие сюда поначалу просто на утреннюю службу, потом специально ходили домой, откуда приводили детей и внуков, чтобы показать им удивительное действо. И, надо сказать, именно дети стали самими увлеченными и старательными учениками.
Девочек, в первую очередь, привлекали традиционно женские ремесла. К примеру, плетение венчальных и свадебных венков, получившее распространение во многих российских губерниях с середины XIXвека, а также у украинцев, болгар и других славянских народов. Как рассказала мастерица Татьяна, приехавшая из Пермского края, обычай плести венки для невест сохранили даже русские переселенцы в Америке и Мексике в начале XX столетия. Венки плели из любого подходящего подручного материала: в семьях побогаче – из ткани, кто победнее – из бумаги. После свадьбы венки хранились до конца жизни в окладах икон.
Немало русских народных промыслов связано с ткачеством, и это тоже традиционно женское занятие. Хрестоматийный образ – крестьянку за ткацким станком – также можно было увидеть на вчерашнем празднике. Правда, живет Ольга в столице, и основная профессия у нее со всем другая, но ткачество – это любимое хобби и отдых душой. Кстати, станок, за которым девушка ловко сплетала нити в единое полотно – не новодел по чертежам, а старинный, сохранившийся от наших прабабушек, работавших на нем в позапрошлом столетии.
Сплести пояс со славянским узором – это уже что ни на есть ручная работа. Из инструментов – только «бердечки», «дощечки» и другие элементарные деревянные приспособления наподобие гребня или пластинки с дырками, в основном же вся работа делается руками. Как это происходит, показывала еще одна Ольга, ловко перебирая пальцами хлопчатые и льняные разноцветные нити. По ее словам, орнамент, сплетенный, к примеру, из 13 нитей – простой, для сложного же рисунка их должно быть не менее тридцати. Чтобы создать один такой симпатичный поясок, требуется около 50 часов чистого времени.
Не менее трудоемкий и процесс ручного прядения, для чего на Руси с древнейших времен использовалось веретено. Крутишь, крутишь на нем шерсть, и получается пряжа.
Традиционен для ивановского края строчевышивальный промысел. И поныне есть искусницы, виртуозно владеющие иголкой и создающие с ее помощью изящные узоры, украшающие блузки, скатерти, занавески, без которых не обходился ни один настоящий русский дом.
И, конечно, чем особенно славилась текстильная столица России, так это набивными ситцами. Ивановские ткани с набивным рисунком – это уже не только материал утилитарного предназначения, но и произведения искусства, которые демонстрировались на самых престижных выставках страны и мира. Сейчас для создания таких тканей существуют специальные станки, а когда-то узор наносили вручную с помощью «манер» – манерных досок, они же – набойные доски или «выбойки». Раскрасишь «выбойку» в нужные цвета, и припечатываешь ее к ткани. И так по всему полотну. А потом из них можно шить хоть платки, хоть рубахи, хоть обивку для кресла – она тоже в прежние времена часто была ситцевая.
Повышенное внимание юных посетителей праздника вызвали мастер-классы по изготовлению игрушек. Интересно же самому вылепить человечка или глины или изваять глиняный кувшин. К гончарных дел мастерице выстроилась целая очередь желающих побыть скульпторами.
Но еще куда больший успех, причем не только у детей, но и у взрослых, имел мастер-класс по изготовлению «поморских козуль», вылепленных из ржаного теста. Это и игрушка, и печенье одновременно. Традиционно «козули» лепятся в форме какого-либо животного – оленя, лошадки, коровы и так далее, после чего готовую фигурку запекают в печи. Пока свежая и относительно мягкая – можно есть. А превратится в сухарик – игрушка.
И, наконец, сугубо мужское ремесло – создание «мазыкской игрушки». Она вытачивается из обычного деревянного полена с помощью только лишь топора. Даже если полешко очень маленькое и больше похоже на толстую ветку, орудием служит именно грубый топор, однако и такой, казалось бы, примитивный инструмент в умелых руках может создать елочку, птичку-синичку, солдата, которого еще называли «трущ» (традиционные образы этого ремесла) и любую другую статуэтку. Именно «труща» и пытались вырубить облепившие мастера мальчишки.
Праздник традиционных русских ремесел продолжался несколько часов, и за это время многие гости успели поучиться премудростям всех народных промыслов, представленных в этот день в Храме преподобного Сергия Радонежского. А многие и унесли домой созданные своими руками игрушки.