«Ивановская газета», 24.01.2019
Наша область стала пристанищем для многих жителей иностранных государств. Для кого-то на время учебы или работы, а кто-то решил остаться здесь навсегда. Сегодняшний герой нашей рубрики – житель жаркой Индонезии Джеральдо Летрисио Халомоан Мануланг – еще только решает, где и как будет строить свою дальнейшую жизнь. В Россию его привело любопытство, желание изучить русский язык и поближе познакомиться с нашей культурой.
Снег – красивый, но холодный
17-летний юноша учится в ивановской гимназии № 3. Это стало возможным благодаря его участию в программе межрегионального благотворительного общественного фонда «Интеркультура». Он приехал в Россию в конце августа, и первое, на что обратил внимание, это то, что в Иванове очень холодно. «Посмотрите, как я одет, – говорит Джеральдо, демонстрируя футболку, надетую под школьную рубашку, – я никак не могу привыкнуть к здешнему холоду, всё время мерзну. У нас в Индонезии средняя температура 38 градусов, это очень комфортно. А самая низкая, в сезон дождей – 20 градусов тепла. И мы считаем, что это очень холодно…»
Тем не менее не видевший раньше снега юноша с удовольствием играет с друзьями в снежки, но отмечает, что снег красивый, но очень холодный. «Я с ужасом слушаю прогнозы о том, что в феврале будет до 30 градусов мороза. Тогда я предпочту остаться дома, я не хочу идти в школу», – говорит гость. Про свою семью на родине он рассказывает достаточно кратко: папа – инженер, мама – домохозяйка, воспитывающая пятерых детей. «Мама встает в четыре утра, чтобы приготовить нам завтрак, ведь занятия в школе в Индонезии начинаются в семь часов. Она много работает по дому и устает, ложится спать в девять вечера, – рассуждает школьник. – В нашей стране женщины часто сидят дома с детьми. А здесь я заметил, что они работают наравне с мужчинами и у них совсем нет свободного времени…»
Семья Джеральдо живет в большом по нашим меркам доме – в два этажа, с пятью комнатами. По его словам, у них много земли, поэтому большинство жителей предпочитают частные дома.
Справка. Межрегиональный благотворительный фонд «Интеркультура» дает молодежи шанс учиться и работать в любой точке земного шара. Среди задач фонда – воспитание уважения к другой культуре, традициям, языку, жизненным ценностям, помощь в освоении нового языка, познании мира. Организация работает под эгидой ООН и Совета Европы с 1914 года как добровольческая служба спасения. Международными образовательными обменами фонд начал заниматься с 1947 года. Программа осуществляется за счет благотворительных взносов. Сейчас в организацию входит более 100 тысяч волонтеров во всем мире. Отделения фонда работают в 56 странах мира, в том числе во многих городах России. В Иванове отделения пока нет, зато есть в соседних Нижнем Новгороде и Ярославле.
Хотел принести в школу перец
В родном городе Палембанг, который насчитывает более миллиона жителей, Джеральдо учился в 11 классе (в Индонезии 12-летнее образование), но в ивановской гимназии его пришлось определить в восьмой: он совсем не знал русского языка. «Я мыслил стереотипами: что в России ходят в валенках и шапках-ушанках, что на улицах встречаются медведи и многие играют на балалайках, – улыбается парень. – Медведей я так и не встретил, шапку мне подарили друзья на день рождения, чем я очень доволен: мне тепло. И песню «Калинка-малинка» могу вам спеть…»
Успел Джеральдо привыкнуть и к русской кухне. Хотя если индонезиец не ел риса, то считай, что остался голодным, поскольку у нас его готовят не так уж и часто. «В нашей стране рис едят на завтрак, обед и ужин: это основная наша еда. С ним подают и курицу, и рыбу, и мясо, – рассказывает он. – Правда, я никак не могу найти в Иванове такого острого перца, как в Индонезии. Мы едим очень острую пищу». Школьник даже спрашивал у учителей, можно ли принести специи в школу. Но, к его сожалению, получил отрицательный ответ.
Вообще, первое, что бросается в глаза, – это жизнерадостная, открытая улыбка индонезийца. Когда он идет по школе, его пытаются приобнять или просто поздороваться школьники разных возрастов. «Джеральдо – очень воспитанный молодой человек, – отмечает классный руководитель, замдиректора по воспитательной работе Гузель Муртази. – Он отличается от наших ребят. Относится с уважением к старшим, к девочкам, не может не поздороваться, очень работоспособный и любознательный…»
Я не могла не спросить Джеральдо: «А ты грустишь когда-нибудь?» В ответ – и это вполне ожидаемо – его белозубая улыбка и шутка: «Грусть – что такое грусть?». А потом вдруг паренек на миг становится серьезным и признается, что грустит, вспоминая родной дом, а больше всего скучает по маме. «Хорошо, что есть возможность звонить, общаться по скайпу», – добавляет он.
У одноклассников по английскому – одни пятерки
При этом Джеральдо говорит, что у него сейчас три мамы. Родная – в Индонезии. Принимающая мама (а ее дочь – сестра) – учитель третьей гимназии, и школьная – Гузель Муртази. Он, как это бывает у иностранцев, нередко путает обращения «ты» и «вы», что выглядит очень трогательно. Принимающая мама обеспечивает его жильем, он помогает в работе по дому. А школьная – в гимназии, хотя их обязанности нередко пересекаются. К примеру, в преддверии Рождественского бала, в котором участвовал и Джеральдо, они вместе покупали ему туфли. Проживание в семье для гостя – бесплатное, а вот одежду и другие необходимые вещи он покупает на собственные средства.
Гимназия впервые участвует в подобной программе. Здесь считают, что общение с носителем другой культуры учит ребят толерантности, всё интересно и необычно для школьников. Да и английский язык у многих ребят (особенно одноклассников) очень подтянулся.
Юноша хорошо освоился в восьмом классе. А на некоторые уроки, в частности, русского языка, ходит в третий класс. Он признается, что чувствует себя комфортно: ведь ребята приняли иностранца очень дружелюбно и сегодня парень неплохо понимает и говорит по-русски. Считает, что русский язык – это как английский, но наоборот. «Великий и могучий» увлек его навсегда и уже, наверное, не отпустит.
От жары спасает отсутствие окон
«Я очень люблю свою страну и постоянно интересуюсь новостями с родины, историей, – рассказывает гимназист. – Я хорошо учился, занимался единоборствами, участвовал в конкурсах. Когда мы узнали о такой возможности – поехать жить и учиться в России, я, конечно, обрадовался. Прошел тесты, отбор…»
Учиться в ивановской школе, по словам Джеральдо, сложно, но при этом он обходится без троек. Любит алгебру, химию, английский. В Индонезии у школьников учебный день более длинный: не менее семи-восьми уроков, продолжительные перемены и часовой перерыв на обед. Учатся там шесть дней в неделю, и вставать на учебу дома приходится в пять утра. Здания школ отличаются от наших: мало окон, они небольшого размера, а в коридорах их вообще нет – из-за жары. Именно поэтому и учебный день начинается раньше, чем в России. Кроме родного языка индонезиец изучал в школе английский и китайский.
У юноши практически нет свободного времени: он занимается вокалом, играет в школьных командах по футболу и волейболу. У него множество интересов и целей. Джеральдо точно знает, что хочет получить высшее образование. А вот где будет учиться – в родной Индонезии или уже полюбившейся ему России – пока не знает.
«Сейчас я хочу как можно больше узнать о России, об Иванове, впитать всё, что только можно, – рассуждает он. – Затем вернусь в Индонезию, окончу школу и решу, как и где я хочу жить дальше. Но одно я знаю абсолютно точно: пребывание в Иванове изменило меня и мою жизнь, и я уверен, что это, несомненно, повлияет на мое будущее».
Наталья БЫСТРЯНСКАЯ
Источник: «Ивановская газета»
На фото:
1. Гость гимназии внимателен и активен на уроках.
2. Гость гимназии внимателен и активен на уроках.
3. Солнечная Индонезия снится школьнику по ночам.