Третья часть краеведческого материала «ДРЕВНИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ. ЗАХОРОНЕНИЯ ПРЕДКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИХОДОВ ЮЖСКИХ И ХОЛУЙСКИХ ЦЕРКВЕЙ», публикуемого в рамках цикла «По родному краю», посвящена истории возникновения и развития поселений на южской земле и жителям этих мест в древние века. Автор исследдования — уроженец Южского района Юрий Дмитриевич Павлов.
Читать часть 1
Читать часть 2
ЧАСТЬ 3
Первые упоминания о Холуе, Юже и храмах в них
Холуй
История Холуя в достаточной степени освещена краеведами в изданиях «Пожарского Юбилейного альманаха».
Первые известные упоминания о существовании Холуя — «Холужского Усолья» в 1566/1567 году приведены в 3-м номере альманаха в статье Г.Р., М.М. Якушкиных «Страницы истории Холуйского Усолья».
Надо отметить, что местность наша была заселена еще во времена каменного века (6-8 тысяч лет назад). Об этом говорят древние поселения на Стекле и между Холуем и Селищами на берегу Тезы.
По информации М.Б. Печкина в статье «Предположение о существовании Борисоглебской церкви в Холуе» в 5-м номере альманаха, в Холуе до 1573 года (XVI век) на возвышенных берегах Тезы стояли 2 деревянные церкви, принадлежавшие Троице-Сергиевской лавре. На правом берегу располагалась – Борисоглебская, на левом – Троицкая церковь.
Каждая из них имея свою историю, были перестроены в каменные церкви. Борисоглебская, переименованная в Тихвинскую церковь, в 1931 году была взорвана большевиками: по легенде, якобы, кирпич понадобился для строительства свинарника. Но при транспортировке кирпич, погруженный на баржу, где-то затонул в Клязьме.
Однако история Холуя неотделима от истории поселения на Стекле близ села Мордовское, и ныне «покойного» села Введенское а Змейкино то ж. Первые известные упоминания о деревне Мордовское и селе Введенском относятся также к 1566/1567 году. Во Введенском к этому времени уже были 2 деревянные церкви и при них приходы из 7 поселений. В Мордовском первая деревянная церковь была построена в 1690-1732 годах. Г.Р., М.М. Якушкины — 5-й номер альманаха.
06. 03. 1609 года отряд боярина Ф. Плещеева (из отряда поляка Лисовского), посад Холуя на Стекле и приходы Введенских церквей уничтожили, — стерли с лица земли.
Южа
Первые известные упоминания о Юже (Южьский рубеж) относятся к XVI веку (1556/1567 году). «Пожарский Юбилейный альманах». Выпуск 1. «Южа как помещичье владение в XVII-XIX веках». Н.В. и Э.В. Фроловы.
Первые известные упоминания о церкви в Юже относятся к XVII веку: «N89. За Федором Фоминым сыном Толмачевым отца его поместье по отказной суздальца Нефеда Горностаева 122-го (1613/ 1614) году и по выписи Фрола Кишкина 131-го (1622/1623)году, что было в вотчине за князь Ондреевкою княгинею Стригина село Никольское, а Южа то ж, на суходоле, а в ней церковь Николы Чудотворца, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение помещиково и мирское, а у церкви во дворе поп Яков Исаев; во дворе дъячек Васька Исаев; во дворе проскурнца Матреница Остафьева дочь.
Пашни и перелоги церковные земли семь чети. Да в селе ж двор помещиков; да бобылей: во дворе Матюшка Никифоров да с ним живет Федька Офонин сын Пяткова. Пашни паханые добрые земли десять чети, да перелогом и лесом поросло двенадцать чети бес третника в поле, а в дву потому ж. Сена пятдесят копен. «Пожарский Юбилейный альманах». Выпуск 1. «Описание села Южа в писцовых и переписных книгах XVII в.». Г.Р. Якушкин.
С 1895 года (в «новой Юже») при богадельне, построенной фабрикантом Балиным, действовала фабричная церковь с самостоятельным причтом.
Первопоселенцы Холуя и Старой Южи
Географическое положение, климат
Жизнь человека, безусловно, тесно связана с географическим местом его проживания и климатом, которым одаривала его природа. Жизнь людей, живших в водосборе близких нам рек Оки и Клязьма, связана в основном с природными катаклизмами, влиявшими на полноводность Волги, дающей около 80% общего стока воды в Каспийское море, на ее природу, ландшафт, на уровень Каспийского моря и через это на комплекс исторических событий. Они описаны в труде Л.Н.Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», в котором он опирается на сведения из археологических раскопок и древних документов, а также описаны и в трудах других ученых.
Л.Н.Гумилев пишет: «Дельта Волги до 3 в. (до 200-х лет новой эры) не была похожа на ту, которая существует ныне. Тогда по сухой степи среди высоких бэровских бугров (с прочными берегами) струились чистые воды Волги, впадавшие в Каспийское море много южнее, чем в последствии. Волга тогда была еще мелководна, протекала не по современному руслу, а восточнее: через Ахтубу (берет начало выше Волгограда) и Бузан и, возможно впадала в Уральскую западину, соединенную с Каспием узким протоком.
Во 2-3 вв. атлантические циклоны сместили свой путь на север. Дожди перестали орошать степную зону, где на время воцарилась пустыня, а стали изливаться в Волго – Окском междуречье и на широтах водосбора Камы. Особенно значительным было зимнее увлажнение: сугробы мокрого снега и, как следствие, огромные весенние половодья.
Волга понесла все эти мутные воды, но русло ее в низовьях оказалось для таких потоков узким. Тогда образовалась дельта Волги современного типа, простиравшаяся на юг почти до полуострова Бузачи (севернее Мангышлака)».
Размывая всей огромной массой текущей воды новое, современное русло, Волга предпочла перемещаться навстречу вращению земли, т.е. в западном направлении.
До этого времени уровень Каспийского моря был минус 36 минус 34 метра (минус 36 метров самый низкий уровень его). В 5 – 8 вв. уровень Каспия был минус 34 метра. Это было время, когда в образовавшейся дельте Волги, выдвигавшейся далеко на юг в Каспийское море, сформировалось государство Хазар.
В 9 веке. «Жестокая вековая засуха, поразившая в 10 в. степную зону Евразии, ослабила печенегов и гузов, кочевья которых захватила пустыня. Дожди и снега, выпадавшие над просторами Зауралья и на берегах Аральского моря, в 9 в. незаметно переместились на север – на берега Оки и Камы. Там множились болота, ручейки превращались в бурные потоки, а Волга каждой весной уносила влагу в Каспийское море, набухавшее до 10 в. В 10 в. подъем уровня Каспия остановился, т.к. циклоны переместились еще севернее – в бассейн Белого моря, где стали легко плавать ладьи викингов. Но для степняков это не было утешением, ибо их родина потеряла озера, вокруг которых еще недавно паслись овцы, и родники водой которых можно было напоить коней, а количество снега, питавшего жаждущую землю, не прибавилось. Он теперь выпадал в тундре и лежал там, перетоптанный пургой, в ожидании того часа, когда весеннее солнце превратит его в воду, а та растопит вечную мерзлоту и понизит уровень грунтовых вод. Тогда вода озер уйдет в жидкую грязь и рыба – основной продукт питания северян – погибнет. Немилость природы пала на многие народы в этот жестокий 10 век!».
Приблизительно за 100 лет 9 века в бассейны рек Ока, Волга, Кама осадков выпало столько, что уровень Каспия поднялся на 6 метров и стоял весь 10 век, засушливый в южных широтах (направление — северный берег Черного, Каспийского морей, Аральское море…)
В своей работе Л.Н.Гумилев отметил также природные катаклизмы 13 – 16 веков (некоторые считают 13-15 веков). Причина их аналогична природным катаклизмам 9 века. Аргументировал он это тем, что благодаря атмосферным осадкам в водосборе Волги уровень Каспия за указанное выше время поднялся на 10 метров, достигнув максимальной отметки – минус 18 метров (в 1997 году уровень Каспия был минус 26,95 метра).
Это может говорить о том, что по Л.Н.Гумилеву в водосборе рек Оки и Клязьма, ориентировочно, века II-IV были многоводны, V-VIII – сухими, IX-X – многоводны, XI-XII – сухими, XIII-XVI – многоводны (а на территории монголо-татар – засуха).
Древние города и поселения Руси, соль, дороги
Говоря о жителях приходов Южской и Холуйской церквей, естественно возникают вопросы о первопоселенцах и их местах проживания, образе жизни. На некоторые из них отвечают краеведы, работы которых печатаются, в частности, и в периодически издающемся Пожарском Юбилейном альманахе. Однако географическое местоположение территории приходов невольно подсказывает и об участии жителей его в творении истории России. Балахонская (Большая) дорога, с нанизанными на нее поселениями, могла связывать древние города и монастыри еще до получения названия – Балахонская. Она невольно отсылает нас к датам их образования.
Их достаточно много. Вот некоторые, распределенные по годам известности в упоминаниях или древних документах.
От 1000 до 1200 года: Владимир, Городец, Ярославль, Суздаль, Ковров, Стародуб – Ряполовский, Москва, Кострома, Гороховец. В Городце в 1263 году умер Александр Невский, возвращавшийся из Орды.
1200-е годы – Нижний Новгород.
1300-е годы:
- Пестяки;
- Вязники (1389 – упоминание как Ярополч, 1606 – упоминание в документах, с 1768 года – уездный город Владимирской губернии);
- Шуя (1393 – упоминание как Борисоглебская слобода, 1593 – упоминание как Шуя в документах);
- Нижний Ландех – упоминается в конце Х1У века, в 1609 году царем Василием Шуйским передан во владение Д.М.Пожарскому;
- Лух – упоминается в 1342 году, в 1404 – принадлежал митрополиту Каприану, в 1429 году упоминается в летописи;
- Балахна (1394 – Соль-на Городце — начало солеварения, 1429 – Иван Ш поселил ссыльных из Великого Новгорода соль варить, археологические находки датируются Х1 – ХП веками);
- Троице-Сергиевская Лавра – дата основания 1337 (1342), в 1408 году разгромлен и сожжен татаро-монголами, в 1422 году заложено строительство главного храма, XVI-XVIII века – торговля зерном, солью и пр.;
- Спасо-Ефимовский монастырь – основан в 1352 году (как крепость – деревянный), современный ансамбль создавался в XVI-XVII веках.
1400-е годы: Кинешма – 1429.
1500-е годы: Холуй – 1566/1567, Большая Ламна (Малая Ламна — ?) – 1557 (уже был монастырь), Пучеж – 1594.
1600-е годы: Южа – 1613/1614; 1656/1657 и другие поселения.
Основным стимулом появления дорог являлась торговля, в том числе торговля солью – Холуя и Соль-на Городце. Дороги нужны были и для передвижения военных отрядов, общения.
И хотя в старые времена основным торговым путем был водный путь, развитие торговли выявило необходимость появления сухопутных дорог, позволявших иметь связь практически круглый год. В эти времена и могла появиться Большая — Балахонская дорога. Одно из назначений ее - связь отдаленных от Волги городов и поселений с приволжскими торговыми городами.
Волжский торговый путь существовал с древних времен. У проживавших в водосборе Волги народов он был основным торговым путем. И на этом пути, как два форпоста могли появиться два поселения на высоких берегах в устье Тезы: Змейкино, а Введенское то ж (левый берег) и на Стекле (правый берег), близ села Мордовское. Этот форпост стал позже посадом Холуя (по информации М.Б. Печкина).
Можно предположить, что Большая дорога могла существовать во все времена православной Руси, России и предки наши проживали около нее все время ее существования. В древние времена они вели активную жизнь, о чем свидетельствует и А.И. Солженицын в книге: «Двести лет вместе».
Экономика и первопоселенцы приходов церквей Холуя и Старой Южи
Пока нет достоверных сведений, кто и когда появились первопоселенцы на территории означенных приходов в древние времена. Можно лишь предположить, что благодатная территория не пустовала и по причине прохождения по ней Большой дороги.
Считается, что в правление князя Ивана III произошел толчок в развитии экономики России. В писцовых книгах был зафиксирован рост количества поселений именно с конца XV века, точнее, с освобождения от ига Орды (1480).
Освобождение от ига инициировало безбоязненное расселение по просторам страны увеличившегося населения, оно стало активнее заниматься хлебопашеством – крестьянским трудом (крестьяне от слова христиане). Вместе с хлебопашеством развивалось скотоводство и промыслы (бортничество, рыболовство, охота с особой категорией охотников – бобровники, сокольники), что способствовало развитию внутренней торговли, развитию путей сообщения (по рекам и суше), развитию государства.
Это были времена активного образования разрозненных поселений в деревнях с их сельским, вынужденно общинным укладом жизни. Земледелие становилось доходными хозяйственным занятием. Деревня (3-5 хозяйств) от слова «дерть» — целина (в настоящее время - целине сопутствует пласт дерна).
Однако из-за выплаты дани Орде и, возможно, своеобразного ее сбора, казна князя была пуста, наступила неблагоприятная ситуация по оплате служилых людей. Оплату за государственную службу (еще во время ига) стали производить условными земельными наделами – поместьями (термин введен впервые). Ну а земля без мужика ничто. Поэтому в 1497 году был утвержден Судебник 1497 – первый закон, регламентировавший начавшееся закрепощение крестьян, по которому крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок – Юрьев день (26 ноября). Крестьянский выход был ограничен двухнедельным периодом – по неделе до и после Юрьева дня. Это дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев.
Мужик при этом, работая на хозяйской земле, при хозяине, становился, как бы, денежной единицей и был особенно востребован. И оказалось, что без мужика невозможно было укрепление централизованного Московского государства.
Опираясь на упоминание в 1573 году церквей в Холуе, на Судебник 1497 года и более раннюю оплату государевой службы поместьями при Иване III, Южа может постареть на 50-150 лет. Что может привести к неофициальному упоминанию о ней в середине 1400-х годов. Поэтому, пока официальной датой появления первопоселенцев на территории означенных приходов условно можно считать XV век. Но мы еще не знаем, когда были открыты источники соли. Скрыта от нас (надеюсь – пока) и таинственная информация об озвученных форпостах.
В глубь веков. Предположения
Существование упомянутых выше городов и поселений в засушливые XI-XII века, позволяет предположить и возможное появление в это же время сухопутной Большой дороги с сопутствующими ей поселениями.
Для первопоселенцев в окрестности Холуя привлекательна была также река Теза, водный путь по ней, контроль переправы через реку, и, возможно, уже существовавшие соляные источники на правом берегу Тезы и пр.
Появление Южи (Старой Южи) на Большой дороге хорошо сочетается с удачным расположением ее на расстоянии одного уповода от Холуя. Поскольку не всякая прямая дорога бывает короткой, то с учетом рельефа и препятствий тысячелетней давности (овраги, болота, песчаные «гривы», подобие которых мы наблюдаем и в настоящее время и пр.) расстояние между Холуем и Южей могло быть эквивалентно современным 15-20 км. Поэтому Южа – это, вероятно, место для остановки на отдых гужевых обозов. А также место возможной развилки дорог (в сторону Мугреева и Большой Ламны).
Большая дорога проходила по глухим и, порою, труднопроходимым местам, поэтому она расчленялась поселениями, подобными Юже, на расстоянии уповода между ними.
Однако до появления Большой дороги в удобных местах территорий рассматриваемых поселений могли проживать еще язычники - охотники, рыбаки, бортники и пр.
Если для язычников привлекательность территории около Холуя была очевидна, то возникает вопрос, чем же была привлекательна для них территория около Южи?
Чтобы выяснить это, нужно хотя бы на 1000 лет вернуться в прошлое. От современного рельефа, рельеф местности тогда отличался. Отличались природа и климат.
Несмотря на природные катаклизмы, бурную деятельность человека, кое-что для нас еще осталось от далекого прошлого. Это тот же, но сглаженный рельеф местности, на которой расположена Старая Южа, бывшая долина текшей под солидным уклоном речки Вязель с примыкающим к ней оврагом Кожевино (сейчас они под водой пруда) и остатки когда-то могучего лесного массива Красного (Общего) бора, соседствовавшего с Муромским лесным массивом. А между Южей и Холуем остатки крутого берега Северо-Восточной возвышенности, обрамляющего Клязьминское и Костяевское болота, который на расстоянии приблизительно 5 км (по прямой линии) изрезан 7-ю оврагами и речками, в прошлом глубокими, с крутыми берегами (за исключением некоторых).
Во времена язычества, невольно, отсылает нас и один из вариантов названия поселения – Южа.
Т.Ф.Ведина – автор издания «Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения» через образование фамилий «Юзов» и «Южин» дает их толкование.
Юзов. «В церковнославянском языке Юзы – то же, что узы, оковы; юзилище – тюрьма, темница». Как у Даля.
«Нельзя исключить вариант возникновения фамилий Юзов, Юзгин, Юзяка от нехристианских (т.е. языческих) имен Юз, Юзга, Юзяка, связанных с понятием юзжать, что значило визжать».
Южин. «…Нельзя забывать и о том, что в старину бытовали прозвища или нехристианские имена Южак, Южик, Южа, образованные от диалектизмов Южать, что означало визжать, плакать…. Прозвать Южиком могли и взрослого человека, если он отличался неуемностью и вспыльчивостью и срывался на крик по любому поводу».
Если предположить, что первопоселенцы Южи появились в XIили ранее веках, то поселиться они могли на слиянии Вязеля и ручья Кожевино в долине Вязеля, на его незатопляемом в половодья берегу. Так селились древние народы. При строительстве пруда, который мы сейчас наблюдаем, возможные следы поселений могли быть уничтожены некомпетентными строителями.
По мере увлажнения климата из-за менявших в XII веке направление влажных ветров с Атлантики, половодья стали вытеснять наших южан на «суходол», на котором могло проживать уже и занимавшееся земледелием, и скотоводством население.
Это было время распространения Православия на Руси, приближалось время монголо-татарского и литовского ига. Книга «Формирование и развитие структуры церковного управления в Карелии» (В.М. Пивоваров, А.М. Пашков, М.В. Пулькин) информирует, что «С принятием карелами крещения (XII-XIII век) в Карелии возникали погосты – первичные элементы церковной структуры управления. Сами погосты представляли собой сельские церкви с примыкавшими к ним дворами священников с причтом, который по началу присылался из Новгорода, и с кладбищем при церквах, бывшими до этого местами языческого культа». Задачей же погостов было объединение разрозненных общин в единые приходы. Одновременно погосты стали объединителями сельской округи, жители которых и стали составлять приходы.
Где зарождалась Старая Южа
Территория Старой Южи на суходоле заселялась постепенно. Но уже по переписи 1645/1646 года на ее территории располагались еще 2 деревни: Суховерхова и Сидоровская, а Сенино то ж (дублирующее название может говорить о более раннем ее существовании). К 1678 году эти деревни входили уже в состав Южи. «Пожарский Юбилейный альманах». Выпуск 1. «Описание села Южа в писцовых и переписных книгах XVII в.)». Г.Р. Якушкин.
Высказанное ранее предположение о первоначальном расположении самого поселения Южа на слиянии Вязеля и Кожевино находит подтверждение. Оно исходит из «Описаний Владимирской губернии, сочиненное по обозрению оной в 1817-м году» квартирмейстером И.А. Фонвизиным: «От сей последней деревни (Тарантаево) дорога ведет вверх по правому берегу упомянутой речки, проходит малой проселок, оставляя в стороне деревни Смелову (влево ¾ верст) и Нефедову (влево 1½ верст), лежащие на довольно пространной поляне дорога проходит речку (Вязель) по которой по правому берегу села поднявшись на отлогую высоту входит в с. Южу, лежащее на сей высоте близ леваго берега показанной речки и по большой поляне. Выйдя из сего последнего села дорога сходит с отлогой высоты (правее церкви), на коей стоит село, потом ведет в лес, которым пройдя четыре версты, выходит…» в сторону Мугреева. «Пожарский Юбилейный альманах». Выпуск 2. «К вопросу об описании дорог Южского района Ивановской области (Балахонская дорога)». Г.Р., М.М. Якушкины.
Подтверждающим фактом местоположения Южи может служить и перенесение в глухомань, в сторону, подальше (относительно) от поселения «перенесенного» кладбище.
Южа зарождалась на слиянии Вязеля и Кожевино.
В описываемое И.А. Фонвизиным время в Старой Юже проживало порядка 350 человек.
Продолжение следует
Автор — Юрий Дмитриевич Павлов