В третьей части краеведческого материала «О ВОЗВОДИМОМ ЗНАКЕ ПАМЯТИ ПРЕДКАМ И БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ДРЕВНИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В СТАРОЙ ЮЖЕ» автор анализирует обстановку, сложившуюся в Германии и России – Советском Союзе в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами.
Читать часть 1
Читать часть 2
Часть 3
ГЕРМАНИЯ. РОССИЯ — СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. ПЕРИОД ДО ВОв
Кто деньги платит, тот и музыку заказывает
Пословица
ГЕРМАНИЯ
История создания и деятельности «Народного союза Германии…» интересна и поучительна. Особенно для России дореволюционной, Советского Союза и Российской Федерации с начала 1990-х годов.
Наводят на размышления события, предшествовавшие появлению «Народного союза Германии…». Это были Первая мировая война, Февральская Буржуазная революция и октябрьский переворот 1917 года в России, Ноябрьская революция 1918 года в Германии.
Ноябрьская революция вспыхнув – захлебнулась. Вальтер Ульбрихт писал о ней: «Ноябрьская революция не решила своей исторической задачи. Вследствие оппортунистической оппозиции Социал-демократической партии даже буржуазно-демократическая революция не была доведена до конца».
Как видим, революция в Германии не пошла по ленинскому сценарию, разыгранному в России. Победила тактика революционеров, которых Ленин, бывший, по определению Г.В. Плеханова, с самого начала скорее бланкистом, чем марксистом,называл «оппортунистами» (бланкизм — революционное течение, отдающее приоритет заговорщической деятельности и террору против властей).
После срыва октябрьским переворотом 1917 года, произошедшим в России, попытки американских банкиров «заработать на войне и изменить соотношение сил в мировых финансах в пользу американского доллара», в мире и Германии свершились события, почти совпавшие по времени:
- 03.03. 1918 года – подписание Брест – литовского мирного договора между Советской Россией с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с другой стороны;
- 09.11.1918 – 11.08.1919 года – неудавшаясябуржуазно-демократическая Ноябрьская революция;
- 16.12.1919 года – создан «Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями».
Примечательно, что последний был создан после подавления революции и окончания Первой мировой войны в условиях, когда (по информации советского времени) Германский народ, уплативший за развязанную империалистами войну миллионными людскими потерями, постигла разруха в промышленности, сельском хозяйстве и прочие напасти. Вопреки поставкам хлеба из Советского Союза, изъятого у крестьян по продразверстке, Германия голодала. И «Народный союз Германии…» создан был в голодающей стране со свирепствующими эпидемиями.
Невольно возникает, напрашивается вопрос, почему именно в Германии и не вместо ли неудавшейся революции был создан этот союз с далеко идущими целями.
Ведь миллионные людские потери, хозяйственная разруха были во многих странах мира и Европы, в том числе и в России. Не в финансировании ли на перспективу крылось все дело?
Пишут, что финансирование «Народного союза Германии…» осуществлялось более 80% за счет членских и спонсорских взносов, пожертвований, в том числе и при ежегодных акциях по сбору средств на улицах и непосредственного обращения к домохозяйкам. Остальные расходы покрывались за счет бюджетных средств «Федерального правительства и земель».
Кто знает и помнит какая экономически тяжелейшая ситуация была в СССР после окончания ВОВ? Сравните ее с условиями в Германии того времени, и это, вероятно, позволит усомниться, что такая финансово затратная, хотя и гуманная, деятельность не могла осуществляться без значительных спонсорских взносов. Деятельность,безусловно, гуманная, если бы не затаенные идеи тех, кого сейчас называют «американцами» или «транснациональные компании с верхушкой англосаксонской элиты».
Как пишут, «Народный союз Германии…» уже до начала 1930-х годов оборудовал большое количество воинских захоронений, а с 1933 года лидеры организации сотрудничали с фашистами.
Каковы были реальные действия «Народного союза Германии…» при фашистах – большой вопрос! Об этом стараются умалчивать. Но если исходить из того, что Гитлеру была нужна война, а для нее – молодежь, исповедующая фашизм, превосходство арийской расы и т.п., то героизация погибших в войнах солдат могла вписываться в концепцию союза. Устанавливаемые на захоронениях монументы воскрешали память о погибших, как о героях. При этом срок давности прошедших войн не имел значения. Кому нужна была фашистская Германия – говорилось выше.
РОССИЯ — СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Сейчас трудно судить какими мероприятиями (по аналогии с Германией) откликнулась бы самодержавная Россия в почитании жертв Первой мировой войны, ибо после Февральской Буржуазной революции и октябрьского переворота она стала другим государством, и называлась с 07.11.1917 – Российская Республика, с января 1918 года – РСФСР, а с 29.12.1922 года – СССР.
За все годы советской власти о потерях людей, непосредственно принимавших участие в военных действиях и общих людских потерях в Первую мировую войну (после которой был создан «Народный союз Германии…»), практически не говорили – боялись. И учета их не было – некогда и некому было учитывать. Власть занималась мировой революцией, уничтожением церкви и ограблением ее (как конкурента по идеологии), созданием «Третьего Коммунистического Интернационала» — Коминтерна и прочими партийными и государственными делами. Где их захоронения? Сгинули, и военные захоронения тоже.
А ведь к ним до ВОВ, не считая, условно, малых войн, добавились потери военных Гражданской войны (и белых, и красных, — но россиян!). Где их захоронения? Сгинули.
Гражданская война и новая власть принесла нам людские потери от голодоморов, от репрессий и т.п. Где их захоронения?
Немалое число возвратившихся с войны и из заключения домой до 1930 года, как и их предки и предки погибших, условно, захоронены на «Перенесенном» кладбище.
Почему боялись. Как пример, простые солдаты, награжденные в мировую войну за героические поступки Георгиевскими крестами, считались преступниками. По понятиям советских времен эти солдаты воевали не за Отчество, не защищали родину предков во имя будущего своих потомков, а воевали за «враждебную» советской власти — «царскую власть» (так внушалось). И награжденные, и их потомки, во избежание неприятностей, вынуждены были скрывать и сам факт героического поступка, и наличие наград.
Подобное произошло с директором школы № 3 – Мороховым Валентином Антоновичем. Его дед был награжден 3-мя Георгиевскими крестами. В народе говорили, что «в свое время «потрепали» нервы Валентину Антоновичу за награды деда.
Период от октябрьского переворота до ВОВ пронизан цинизмом в отношениях и к захоронениям наших предков – мирных жителей. Ошельмованное малограмотное население считало врагами народа и захороненных предков, выражая свое негативное отношение к ним, в частности, поломкой и уничтожением памятников и крестов, символичных для православных.
Но этот период, особенно 1930-е годы, знаменателен появлением и братских могил в мирное время. К ним, например, можно отнести могилы репрессированных, безвинно массово приговариваемых к расстрелу, и расстрелянных.
В 2017 году 28 сентября будет 80-летний юбилей одновременного расстрела одной (вероятно, не одной) из групп, так называемых «врагов народа». В нее входили мои родные и земляки из деревни Соино: братья Павловы – сыновья Якова Михайловича: Павел, Петр, Дмитрий, братья Морковы – сыновья Федора Михайловича: Василий и Кирилл, Федоров Василий Евграфович (родственник Морковым). Из Южи – Терехин Александр Иванович, из Холуя – Серкин Василий Ивановичй, с Костяевского «торфопредприятия» – Патрикеев Николай Иванович.
Кто они? В разное время были элитой местного общества. Например, Павел Яковлевич избирался гласным от Вязьниковского уезда во Владимирское губернское земство как представитель крестьянства. Принимал участие в разработке одного из 242 Наказов по земле Учредительному Собранию. Они были основой Декрета о земле.
Произошло это по личному указанию И.В. Сталина Л.М. Кагановичу и после приезда его в Иваново. В Ивановской области была сфабрикована ошельмованными людьми плохого пошиба целая сеть «врагов народа» из «враждебных» групп.
Все, после гибели, оправданы и реабилитированы, но где их могила – не известно.
Предки первых пятерых захоронены на «Перенесенном» кладбище, предки Серкина В.И. – в Холуе.
К сожалению, мы, практически, ничего не знаем о людях сфабрикованной сети «врагов народа». Но все они верой и правдой служили Отечеству, Малой Родине.
Задумывался ли кто, что сотни тысяч безвинно расстрелянных – это грамотное, квалифицированное, трудоспособное население, которое лишили права трудиться во благо Отчизны, а в ВОВ многих из них – защищать ее
Нас, их потомков, лишили права нести фотографии отцов, дедов и прадедов в шествии «Бессмертный полк».
Говоря лишь о сотнях тысяч безвинно расстрелянных, мало кто знает о существовавшем «Оперативном приказе НКВД Союза ССР №00486». Под действие его подпадали (арест и выселение от «мала до велика» с последствиями) еще не арестованные семьи, родственники, близкие знакомые уже миллионов тружеников ГУЛАГа. Умножьте эти миллионы на количество членов семей еще не арестованных.
Наша история, к сожалению, богата подобными примерами, не приданными гласности. И поэтому она еще не окончена.
ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ
После окончания Первой мировой и Гражданской войн, в обращении с военнопленными государства руководствовались равноценными, в принципе, международными документами – обязательствами: «Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 27 июля 1929 года» и «Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года».
Женевская Конвенция об обращении с военнопленными от 27 июля 1929 года
Исток Женевской Конвенции об обращении с военнопленными от 27 июля 1929 года уходит в далекое прошлое – к появлению Международного Красного Креста, послужившего началом появления ряда мероприятий, организаций и межгосударственных документов, подобных – «Женевская Конвенция об обращении с военнопленными…». Они уточнялись вслед произошедшим событиям и на перспективу развития международных политических и экономических отношений. Документов, условно, «сглаживающих» негативные последствия войн.
Международный Красный Крест (его комитет – МККК, был создан в 1863 году) был воспринят положительно монархами часто воюющих государств. Возможно, на это повлиял изданный в 1848 году Манифест коммунистической партии, который предвещал «бродящий по Европе призрак» — революции. А революция, как мы уже знаем, – это кровь и смерть.
В войнах, во второй половине 1800-х, начале 1900-х годов, материально затратная гуманитарная организация Красный Крест показала свое положительное значение в защите и оказании помощи пострадавшим в вооружённых конфликтах. И «Женевская конвенция об обращении с военнопленными, от 27 июля 1929 года» (Конвенция 1929 года) была принята как документ, отражавший ситуации Первой мировой войны. Она стала документом, регулирующим обращение с военнопленными во Второй мировой войне.
О реальном соблюдении в ВОВ фашисткой Германией положений действовавшей Конвенции 1929 года в обращении с советскими военнопленными и с фактическим советским мирным населением (стариками, женщинами, детьми), мы знаем (должны знать) уже 75 лет – и не забывать!
Не забывать и потому, что эта война нанесла Советскому Союзу огромный экономический ущерб и унесла у него миллионы человеческих жизней. Наглядный пример прошлому сегодня – это события в Северной Африке, на Украине.
К сожалению, до сих пор не создана единая методика учета человеческих потерь. Но основываясь на официально принятых у нас данных, в ВОВ общие человеческие потери СССР – 27 миллионов.
В Конвенции в разделе «О смерти военнопленных» и РЕКОМЕНДАЦИИ к процессу захоронения и содержанию могил говорится: «Воюющие стороны следят за тем, чтобы умершие в плену военнопленные были погребены с честью и чтобы могилы имели все нужные сведения, почитались и надлежаще содержались».
Женевская Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года
Конвенция 1949 года вступила с силу 21 октября 1950 года. В СССР вступила в силу 10 ноября 1954 года (после смерти И.В.Сталина). Она является основным рекомендательным документом, регулирующим обращение с военнопленными и интернированными после Второй мировой войны.
В конвенции подробно расписаны права и обязанности военнопленных и обязанности Держав, на территории которых находятся военнопленные. Вплоть до обязанностей Держав по погребению военнопленных, содержанию их могил и мест погребения – кладбищ. «Держащие в плену власти должны обеспечить, чтобы военнопленные, умершие в плену, были погребены с честью и, если возможно, согласно обряда религии, к которой они принадлежали, чтобы могилы умерших содержались в порядке и были отмечены таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать. Во всех случаях, когда это возможно, умершие военнопленные, числящиеся за одной и той же Державой, должны предаваться земле в одном и том же месте…».
«Для того чтобы всегда можно было найти могилы, все данные о погребении и могилах должны регистрироваться Службой могил, создано держащей в плену Державой. … Ответственность за уход за этими могилами и за регистрацию всех последующих перемещений тел лежит на Державе, контролирующей данную территорию, если она является участницей настоящей конвенции (РФ является правопреемницей СССР). Эти положения относятся также к пеплу, который будет храниться Службой могил до того времени, когда будет решена судьба этих останков, в соответствии с пожеланиями родины военнопленных».
Таким образом, можно констатировать, что административные органы СССР и, как правопреемницы его, – РФ, обязаны соблюдать международные правила Женевской конвенции, в числе которых и «чтобы могилы умерших содержались в порядке».
Или «Воюющие стороны следят за тем, чтобы умершие в плену военнопленные были погребены с честью и чтобы могилы имели все нужные сведения, почитались и надлежаще содержались».
Однако после подписания в 1975 году «Хельсингских соглашений», 1977 году Конвенция 1949 года была подкорректирована «Дополнительным протоколом от 08.06.1977 г.», в которых статьей 34 – «Останки умерших», внесено уточнение: «2. Как только позволят обстоятельства и отношения между противными сторонами, Высокие Договаривающиеся Стороны, на территории которых находятся могилы и, возможно, другие места погребения останков лиц, умерших в результате военных действий или во время оккупации, или в заключении, заключают соглашения с целью:
а) содействия доступу родственников умерших и представителей официальных служб регистрации могил к местам погребения, а также определения практических мер по обеспечению такого доступа;
б) постоянного сохранения и ухода за такими местами погребения;
в) содействия возвращению останков и личного имущества умерших на родину по просьбе этой страны или, если эта страна не возражает, по просьбе близких родственников умерших».
О чем говорят и не говорят конвенции
Говоря о коснувшихся нас, жителей Южского района, захоронениях военнопленных ВОВ, мы можем видеть, что Конвенции не содержат требований к помпезности, а иногда и извращенной помпезности, с которой в настоящее время устанавливаются памятники в России на могилах военнопленных – воевавших на стороне фашизма, а так же и на воинских захоронениях их воинства. Хотя отдельные категории граждан могут их считать скромными. Кроме того, что было, то было – военнопленные ВОВ были уже захоронены, и последняя Конвенция была нацелена на последующие войны, в том числе и на современные.
Современная международная обстановка показывает, что такая помпезность на фоне вандализма на захоронениях наших предков, породивших и воспитавших героев – победителей может быть «яблоком раздора», и привести к масштабным, непредсказуемым и, зачастую, разрушительным последствиям между победителями и побежденными в ВОВ.
В слишком разных условиях по финансово-экономическому обеспечению и развитию стран находились народы СССР и Западной Европы (и ФРГ) после войны.
Продолжение следует…
Автор – Юрий Дмитриевич Павлов